Tango — автор неожиданных и остроумных комиксов
|
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Т.В. Ильина
Дорогой читатель! Энциклопедия «Искусство», которую ты держишь в руках, представляет собой увлекательный путеводитель в мир изобразительного искусства и архитектуры.
Первая часть энциклопедии посвящена видам искусства. Она рассказывает о неповторимых особенностях художественного языка, характерных для каждого из них, - архитектуры, живописи, скульптуры, графики, о материалах и техниках, которые используют мастера искусства в своем творчестве.
Вторая часть повествует о жанрах живописи - историческом, бытовом, портретном, пейзажном, анималистическом, о натюрморте и интерьере. Следующие разделы погружают читателя в историю искусства от глубокой древности до современности.
Именно искусство позволяет нам представить духовный облик каждой эпохи. Это особенно важно для изучения древних цивилизаций, от которых сохранилась лишь малая часть материальных памятников, а письменность часто не расшифрована. Но и наши представления о Средневековье, эпохе Возрождения, Новом времени были бы неполными без знания искусства.
Ведь произведения искусства говорят нам не только об идеалах эпохи, о стремлениях людей, но и о том, как они жили, творили, что любили и ненавидели. Именно в искусстве воплощается мечта эпохи о том, чем она, может быть, и не была в полной мере, но стремилась быть (Средневековье - царством рыцарской любви, Возрождение - содружеством прекрасных, гармонично развитых людей и т. д.).
Выпуская энциклопедию, издательство стремилось представить читателю возможно полную и многогранную картину истории мирового изобразительного искусства. В то же время в энциклопедии сохранен авторский стиль создателей разных разделов, которые ставили своей задачей донести до читателей не просто сухую справочную информацию, но и свой личный взгляд на искусство различных эпох, свое переживание и прочтение известных произведений искусства.
У каждого из зрителей - школьник ли это или ученый - есть свои любимые эпохи и мастера; в произведении искусства каждый из нас видит что-то свое, чего не увидит никто другой. Поэтому образные характеристики, которые дают историки искусства культурным эпохам, художникам и их творениям, могут сильно отличаться. Изобразительное искусство говорит со зрителем на своем особом языке — языке красок, линий, объемов, - который очень трудно «перевести» на язык слов.
Задача искусствоведа - найти такие образные сравнения, ассоциации, эпитеты, которые помогли бы понять замысел художника, ощутить неповторимое своеобразие произведения, присущую ему «изюминку». Даже профессиональным ученым это удается не всегда.
Издателям энциклопедии хотелось бы, чтобы читатели не только получили знания о художниках, стилях и эпохах, но и попытались бы вслед за разными авторами, сравнивая различные стили изложения и точки зрения, прийти к своему видению хотя бы нескольких особенно понравившихся картин или скульптур. Может быть, те из вас, кто почувствует в изучении искусства свое призвание, в будущем смогут поспорить с авторами нашей энциклопедии и пойдут еще дальше и глубже в продвижении увлекательнейшей науки - искусствознания.
Конечно, для этого недостаточно лишь посмотреть картинки в книге — для начала надо отправиться в музей, чтобы воочию увидеть произведение искусства в подлиннике. Желаем увлекательного путешествия в прекрасный мир искусства!
ВОЛШЕБНЫЕ ЛИКИ ФАЮМА
Т.В. Ильина
В 332 г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Его сподвижник Птолемей основал на древней земле новую династию. Египет заговорил по-гречески, а Александрия сделалась «столицей мира», куда съезжались торговцы, ученые и художники со всего света. В 1 в. до н.э. Египет подчинили римляне. В египетской культуре 1-4 вв. н.э., словно в волшебном тигле, сплавились египетская незыблемая вера в бессмертие души, эллинская просветленность и жизненная достоверность римского портрета.
Человек и вечность
В 1887 г. в оазисе Фаюм был найдено древнее захоронение. В пелены (льняные бинты, которыми обматывали мумии) были вставлены дощечки с портретами умерших. По месту находки их стали называть фаюмскими, хотя позднее подобные портреты обнаружили и в других районах Египта.
Египтяне стремились сохранить тела покойников для вечности. Они верили, что душа после смерти вернется к телу, и оно возродится к новой жизни. Душа должна узнать своего хозяина, а для этого нужно сохранить тело нетленным (изготовить мумию), а на лицо положить портретную маску.
Маска – слепок с лица, точно передающий черты умершего. В древности на мумии фараонов и вельмож клали золотые маски. Тщательно переданное сходство не позволяло душе ошибиться, а блеск золота окружал покойного волшебным сиянием вечности.
В эпоху римского владычества маски заменили живописными погребальными портретами. Прекрасная коллекция фаюмских портретов хранится в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Египетские магические обряды, призванные обеспечить человеку бессмертие, пересеклись в фаюмских портретах с римскими обычаями хранить в доме изображения предков - покровителей рода.
На многих фаюмских портретах умершие предстают в чудесном сиянии: на золотом фоне, с золотыми венками на темных волосах. Таков портрет юноши в венке (2 в. н.э.). Его прекрасные черты переданы с живой и трепетной достоверностью и в то же время уже просветлены причастностью к бессмертию – все случайное растворяется, остается лишь главное. Уходя в иной мир, человек словно бросает прощальный взгляд из-за порога.
Теплые краски
Портреты писались на тоненьких дощечках (иногда обтянутых холстом) из смоковницы или кедра в технике энкаустики – горячими восковыми красками (более поздние – с добавлением в восковые краски яичного белка вместо смол).
Представить процесс работы древних мастеров помогает роспись на саркофаге из Керчи. На ней запечатлен художник перед подрамником, рядом – палитра с ящичками для красок. В его руках металлический инструмент – каутерий. Художник греет каутерий на жаровне, чтобы с его помощью растопить восковые краски и нанести изображение на дощечку.
Дощечки покрывали воском, наносили фон, голову и плечи писали густыми красками. Техника энкаустики позволяла живописцу использовать необычайно разнообразные приемы, достигая невиданного в древности артистизма: мастер лепил форму лица, накладывая то густые и объемные, то более жидкие, текучие мазки. Живописная поверхность становилась рельефной (иногда мастера пользовались наряду с каутерием кистью и даже пальцами – на многих портретах остались их следы).
В фаюмских портретах, возможно, впервые в Древнем мире, на лицах сияют цветные отсветы – рефлексы. Так, в «Портрете пожилого мужчины» - сурового римлянина с твердым и волевым взглядом (1 в. н.э.) голубой плащ, накинутый поверх белой туники, бросает отсвет на щеку изображенного.
Многие портреты писались при жизни человека, с натуры, подобно тому как египтянин с юности начинал строить свой вечный дом – гробницу. Поэтому большинство фаюмских портретов являют образы цветущей красоты и юности или зрелой силы.
Традиции фаюмского портрета, в котором человек предстоит перед вечностью, по-новому возродились в иконописи. В иконах все земное волшебно преображается сиянием золотого божественного света.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Г.В. Абеляшева
Во второй половине XIX столетия в творческой жизни Европы – в живописи, в литературе, в музыке – шли интенсивные поиски новых изобразительных и выразительных средств и приемов. Последним значительным живописным направлением эпохи стал импрессионизм. Это иску
...
Читать дальше »
|
Одно стихотворение — и вы знаток живописи
Если видишь на картине
Нарисованы часы,
Но они из пластилина
И висят там, как трусы,
Слон и коник с ножкой длинной
Затерялися вдали,
Обязательно картина
Нарисована Дали.
***
Если видишь на картине
Нарисован целлюлит,
От которого мужчина
Без оглядки убежит,
Все раздеты и развратны
И как будто банный день,
Всем, конечно же, понятно -
Это Рубенс, ясен пень!
***
Если видишь на картине
Много черных томных глаз,
Всякий юноша невинный
Смотрит, словно педераст,
Женщин нету и в помине,
Только парни правят бал,
Обязательно картину
Караваджо написал!
***
Если видишь на картине
Много разных мужиков,
Лица вытянуты сильно,
Словно сплюснуты с боков,
Все ужасно очень длинны,
Что ни рожа — то овал,
Обязательно картину
Ту Эль Греко написал.
***
Если видишь на картине
Всё совсем наоборот:
Всё приплюснуто так сильно
И приземистый народ,
Словно карлики и гномы,
Коренасты и грубы,
Этот почерк нам знакомый -
То Веласкеса труды!
***
Если видишь на картине
Ты похмельный страшный бред:
Звери разные, чудные,
Тех, что не было и нет,
Много всякой разной хрени,
Словно мошки мелкой дым, -
Всем понятно, без сомненья,
Это Босх Иероним!
***
Если видишь на картине
(Хоть не пил ты ни раза)
Россиянам всем родные
И знакомые глаза,
На любой портретной роже
Всё один лишь человек,
Все на Путина похожи,
Знай, — конечно же, Ван Эйк!
***
Если видишь на картине
Ты простой обычный круг
Или треугольник синий,
А не горы или луг,
Не грозу, не мелкий дождик
И не девы стройный стан,
Знайте, это лжехудожник -
То Малевич-шарлатан.
|
Письмо от 26 декабря 1878, Боринаж / шахтерская местность где Ван Гог проходил подготовку к проповедническому служению.
"В эти дни было любопытно наблюдать, например, рабочих, возвращающихся из шахты по белому снегу в вечерних сумерках. Люди эти, когда они снова поднимаются из недр земли на дневной свет, до такой степени черны, что похожи на трубочистов. Домики у них по большей части крошечные – в сущности, здесь скорее подошло бы слово хижины, – и разбросаны они по лощинам, в лесу и на склонах холмов. Там и сям виднеются замшелые крыши, а по вечерам сквозь мелкий переплет окошечек приветливо сияет свет. Сады, поля и пашни, которые у нас в Брабанте окружены дубовым лесом или подлеском, а в Голландии – подстриженными ивами, обнесены здесь живыми изгородями, черными и колючими. Теперь, на снежном фоне, это производит впечатление шрифта на белой бумаге, выглядит как страница Евангелия".
Потерял он паству и веру в бога в один день – на шахте произошел взрыв, 57 горняков, среди них женщины и дети, были погребены под завалами. Винсент тогда делал все, чтобы помочь пострадавшим, не позволяя себе отдохнуть ни днем, ни ночью. Белье, которое у него еще оставалось, он разрезал на большие бинты, пропитывал их воском и оливковым маслом и разносил по домам обожженных
«Винсент начал говорить слабым, сиплым голосом, но в тишине было слышно каждое его слово. Чернолицые, худые, изнуренные голодом и невзгодами люди смотрели на него, как на самого бога. Увы, бог был слишком далек от них.»
И внезапно Винсент понял нечто такое, что он, по существу, знал уже давным давно. Все эти разговоры о боге – детская увертка, заведомая ложь, которой в отчаянии и страхе утешает себя смертный, одиноко блуждая во мраке этой холодной вечной ночи. Бога нет. Ведь это проще простого. Бога нет, есть только хаос, нелепый и жестокий, мучительный, слепой, беспросветный, извечный хаос.
памятник Винсенту Ван Гогу в Сан Поль де Ванс Франция
"Ван Гог и пустота"
Отсюда
|
Интервью с иллюстратором Анастасией Пасюковой
У нас в гостях потрясающий иллюстратор со своим мировоззрением — Анастасия Пасюкова, основоположник творческой профессии в своей семье.
Анастасия родилась и живет в городе Могилеве, Беларусь. Еще с пеленок она определилась с выбором своего будущего — сфера искусства. С самого детства начала рисовать, затем училась в художественной школе, колледже искусств и университете. Не смотря на то, что Анастасия первая в своей семье получила творческую профессию, семья всячески поддерживала ее выбор, верила в ее талант и возлагала надежды. А результат, мои дорогие читатели, вы увидите сами.
Анастасия получила специальность — графический дизайнер и сразу после колледжа устроилась работать в дизайн-студию, где и работает по сей день над полиграфией и сувенирной продукцией.
В свободное время иллюстратор Анастасия пополняет свою коллекцию рисунков, которую она пока называет лишь хобби.
Об этих иллюстрациях мы и поговорим сегодня с Анастасией в нашем интервью.
Анастасия, как давно Вы решили сталь иллюстратором, что повлияло на Ваше решение?
Иллюстрациями, которые вы видите, я стала увлекаться сравнительно недавно. Хотя, сколько себя помню, я всегда рисовала свои незамысловатые картинки где попало, все мои тетради сзади были изрисованы совсем не лекциями Около года назад мой хороший друг на День рождения подарил мне графический планшет, так и началось. Я вошла во вкус, стала выкладывать свои творения в сети интернета, людям нравится и меня это вдохновляет на дальнейшее развитие моего увлечения. И в будущем, надеюсь, ближайшем, оно перерастет в профессию.
Помните ли Вы свои первые работы? Как относились к вашему увлечению окружающие вас люди?
В детстве я с заядлым фанатизмом везде, где только можно, рисовала, или правильней сказать — штамповала принцесс. Они были буквально повсюду! Одинаковые, только наряды отличались. Даже сейчас в старых книжках на форзацах я иногда их нахожу В школе, когда пришло время задумываться о профессии, я уже знала, что буду дизайнером. Буквально все, кроме моей семьи меня отговаривали, мол это баловство и вообще не профессия. Сейчас конечно их мнение изменилось.
Какую технику Вы используете для своих иллюстраций?
Планшет, руки и фантазия — вот все составляющие моей работы. А там, как пойдет. Я не ставлю себе рамок и ограничений, стараюсь пробовать что-нибудь новое, экспериментировать, совмещать.
| |