Бытие казачек в приграничных степях Дона и Приуралья, Терека и Кубани было наполнено тревогой. На протяжении веков это выковало свой неординарный характер, отличающий их от русских женщин средней полосы и представительниц других этносов России. Гармонично соединив в себе женственность и отвагу, кроткость и свободолюбие, беззаветную любовь к семье и преданность отчизне, они наравне с мужчинами причастны к становлению яркого образа казачества.
Особенная стать
Каждый путешественник или исследователь, встречая “казацкую жинку”, непременно отмечал в своих записях её особенную стать и красоту. Вобрав в себя черты, некогда пленённых персиянок, черкешенок и турчанок, они ласкали взор миловидностью лица, соединённой, по мнению Льва Толстого, с крепким телосложением северянки.
Совершавший в конце 60-х годов XIX века вояж по Кавказу драматург Александр Дюма-старший увидел в смелых казачках «русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».
В свою очередь изучавший казачество Александр Ригельман воспевал их «румяно-круглые лица», темные густые волосы и большие чёрные очи, которые наряду с «полными жизни щеками» отмечал в своих работах и Василий Сухоруков.
Место в обществе
По версии публициста Валерия Шамбарова, казачки в отличие от русской женщины, обладали куда большей личной свободой и уважением в обществе.
Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Кроме того казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино и даже невинного целоваться со станичниками мужского пола. В некоторых местечках, например, в станице Новомлинской, вести себя подобным образом могли даже замужние казачки, но как первые, так и вторые, никогда не выходили за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.
Хотя официально казачки были лишены права голоса на станичном сходе, поскольку это считалось мужским занятием, её интересы мог представлять отец, супруг или брат. Женщина без семьи и отца могла попросить любого станичника стать её представителем, а сиротинушки или вдовы автоматически попадали под особое покровительство атамана, и более того имели возможность лично присутствовать на казачьем круге.
Роль в семье
Алексей Озеров, анализируя роль казачки в семье, отмечает джентльменское отношение к ней мужа, который выступал в качестве её защитника, а не повелителя и поработителя.
Этнограф Валентин Шумов, заявляя об особом положении казачки, ссылается на слова немецкого натуралиста Ивана Георги, отмечавшего в XVIII веке, что «у казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».
Каждый уважающий себя казак руководствовался в семейном житье-бытье заветом атамана Платова, который советовал следующее: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
Задорные казачки, в большинстве своём, отплачивали супругам верностью, растили ребятишек в духе истинного казачества и всячески оберегали родовые обычаи.
В отсутствии мужа
Значительную часть жизни казачки проводили в отсутствии мужей, которые либо находились на кордонах, либо участвовали в военных операциях. В эти стадии номинальным главой фамилии был не участвовавший в походах ввиду возраста дед, но в кланах, где он либо погиб, либо был недееспособным, бразды правления в свои руки брали женщины.
Так на их плечи помимо хозяйственно-воспитательных обязанностей ложились организаторские мужские заботы: казачки самостоятельно нанимали работников, сажали поля, собирали урожай, и лично занимались торговлей излишками продукции. Они, как заверяет В.Шамбаров, справлялись не только с шитьем и стряпаньем, но с поправкой хаты и с оказанием добровольной помощи друг другу, поскольку «каждая знала, если я не приду, то и ко мне не придут».
По заверениям историка Елены Годововой, такая инициативность и автономность в принятии решения разительным образом отличала русскую крестьянку от эмансипированной, но покорной мужу казачки.
Об этой же черте казачек свидетельствует заметка в опубликованном в конце XIX веке «Статистическом описании Области Войска Донского» Семёна Номикосова, где зафиксировано: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины — неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей».
Отважный характер
Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности.
Рачительная мать, честная жена и чистоплотная хозяйка в моменты опасности забывала про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага.
Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г. Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке... управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень...».
История казачества России XVI–XVIII веков пестрит упоминаниями о героической самообороне сибирских и волжских, терских и кубанских, донских и уральских станиц силами не только казаков, но и казачек, которые позорному плену предпочитали смерть.
Том и Джерри играют Листа, глупый мышонок не спит под Шостаковича, а обезьяна слушает Райха — Arzamas выбрал самые интересные мультфильмы, в которых музыка становится важным героем
Пожалуй, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Аниматоры используют классическую музыку для своих фильмов и приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для них. В этой подборке — множество вариантов того, как анимация работает с академической музыкой в экспериментальном и традиционном авторском кино, абстрактном и сюжетном, в масштабных международных коммерческих проектах и небольших этюдах, где музыка становится источником и главным двигателем сюжета.
«Ночь на Лысой горе» («Une nuit sur le mont chauve»)
Режиссер Александр Алексеев. Франция, 1933 год
МУЗЫКАМодест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе» (редакция Николая Римского-Корсакова)
Александр Алексеев, художник и один из пионеров мировой анимации, родился в России и эмигрировал во Францию уже после революции. Одно из главных его анимационных изобретений — игольчатый экран, выглядящий как планшет, густо утыканный иголками, которые легко вдавливаются от нажатия. Создание анимации с помощью игольчатого экрана — это работа с тенями: «следы» от нажатия при движении источника света полностью меняют картинку и дают необычное мягкое черно-белое изображение . В фильме «Ночь на Лысой горе» (Алексеев снимал его вместе со своей женой и соавтором Клер Паркер) тоже используется игольчатый экран, благодаря которому вихрь теней колдовской нечисти смотрится особенно выразительно. Кстати, это один из любимых фильмов Юрия Норштейна.
«Оптическая поэма» («An Optical Poem»)
Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938 год
МУЗЫКАФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2
Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспериментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютерной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на большой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвящены множество искусствоведческих работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстрактные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.
Надо сказать, что с развитием технологий появляется все больше возможностей для того, чтобы «изобразить» музыку. В этом смысле показателен один из лучших абстрактных фильмов последнего времени, снятый в стереоформате, — «Виртуальный виртуоз» Томаса Штелльмаха и Майи Ошманн на музыку увертюры к опере «Алхимик» Луи Шпора. Путешествие капли туши тут идет не только в плоскости экрана, но и в глубину.
«Фантазия» («Fantasia»)
Режиссеры Сэмюэл Армстронг, Джеймс Элгар, Билл Робертс и др. США, 1940 год
Фрагмент «Ученик чародея»
МУЗЫКАПоль Дюка — «Ученик чародея», Петр Чайковский — сюита из балета «Щелкунчик», Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор (BWV 565), и др.
«Фантазия» студии Disney — один из первых больших анимационных проектов по классической музыке, для своего времени экспериментальный (в частности, в том, что касается работы со стереозвуком) и до сих пор невероятно важный. Фильм строится как соединение концерта Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского и девяти анимационных эпизодов (у каждого — свой режиссер) на музыку, которую исполняет оркестр. Переходы от оркестра к мультфильму сопровождаются рассказом о том, что зрителям предстоит увидеть. И Дисней с командой, и Стоковский получили за эту работу по «Оскару». В «Фантазии» есть эпизод на музыку Баха — абстрактная анимация в духе Оскара Фишингера; «Пастораль» по Бетховену с картинками из жизни умилительных героев греко-римской мифологии; «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли — пародийный балет с участием крокодилов, бегемотов и других животных, прообразами которых были известные танцоры; «Ave Maria» Шуберта — аллегория победы света и добра над тьмой… Один из самых знаменитых эпизодов — «Ученик чародея» Гете по симфонической поэме Поля Дюка, где незадачливым магом оказывается сам Микки-Маус (считается, что вся «Фантазия» была задумана для того, чтобы вернуть популярность полузабытому Микки).
«Сказка о глупом мышонке»
Режиссер Михаил Цехановский. СССР, 1940 год
МУЗЫКАДмитрий Шостакович
Михаил Цехановский, один из первых советских экспериментаторов в области анимации, чья международная слава началась с авангардной «Почты» (которая считается первым отечественным звуковым мультфильмом), работал с Шостаковичем дважды. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о работнике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в истории от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введенского. Музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака была снята уже после прокатившейся в середине 1930-х кампании по борьбе с формализмом и выглядела менее революционно. И, как и более поздние мультфильмы по этому стихотворению Маршака, отказывалась от трагического финала, чтобы не пугать детей.
Нужно понимать, что советская анимационная история — особенная: здесь из-за идеологического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традицион
... Читать дальше »
1. Глабелла – пространство между бровями над переносицей. Как говорят психологи, если вы не можете смотреть человеку в глаза, то смотрите ему на глабеллу.
2. Раскеты – линии, пересекающие запястье у основания ладони, словно браслеты.
3. Фильтрум – ещё имеет название «губной желобок». Это продольная вертикальная выемка между носом и верхней губой.
4. Анатомическая табакерка – углубление у основания большого пальца, которое чётко видно, если этот палец выпрямить. Да-да, и у него тоже есть название. И появилось оно не просто так — люди насыпали в эту выемку нюхательный табак, вот с тех пор название и закрепилось.
5. Гнатион – самая нижняя точка подбородка.
6. Аксилла – латинское название подмышки. А вы боитесь, когда вам щекочут аксиллы?
7. Ямочки Венеры – две маленькие впадинки над ягодицами на пояснице.
8. Кантус – наружный уголок глаза.
9. Пядь – расстояние между растопыренными большим и указательным пальцами. Теперь вы знаете значение выражения: «Семь пядей во лбу».
10. Колумелла – маленькая часть кожи между ноздрями. Распространены даже операции по её исправлению, так как считается, что от её внешнего вида зависит вся эстетическая красота носа. Странно, но это так.
11. Трагус – треугольная часть уха, которая немного выступает и будто «закрывает» его. Источник