Искусство, как и красота, находится в глазах смотрящего. Например, некоторые могут сказать, что нарисованной шимпанзе картине присуща широта ума французского художника Пьера Брассо. Вряд ли вы когда-либо слышали об этом художнике, в первую очередь потому, что он ненастоящий.Однажды в голову шведского журналиста пришла идея подать на выставку картины известного художника-авангардиста Пьера Брассо. Выставка прошла на ура, правда, никакого Брассо в природе не существовало. Все картины нарисовала обезьяна шимпанзе.Журналист хотел проверить, возможно ли обмануть критиков, сказав, что представленные работы — это шедевры «современного авангарда». Сработало. Известный критик даже сказал об одной из картин: «Брассо рисует сильными, жёсткими мазками, но точно рассчитывая каждый штрих. Его кисть танцует на холсте с бешеной утончённостью. Брассо — художник, выступающий с деликатностью балетного танцора». Когда обман раскрылся, критик был, мягко говоря, растерян, и сказал, что по-прежнему считает эту картину лучшей на выставке. В итоге нарисованную обезьяной картину купил за $90 частный коллекционер.
|
Интервью с выставки Владимира Тарасенко «Про зрение мысли» в Днепропетровске (август 2012). В картинах художника ощущается ироничный и самоироничный дух, в них есть что-то «неправильное», но при этом по-детски доброе и неагрессивное. Находясь на выставке среди работ Владимира Тарасенко невозможно удержаться от того, чтобы не начать нашу беседу с чего-то шутливого:
- Из истории мы знаем, что сюрреалисты часто для раскрытия какого-то творческого видения употребляли наркотики, алкоголь или голодали. Глядя на Ваши работы, понимаешь, что здесь явно влияние чего-то вроде чая с вареньем. - Я люблю зеленый чай (смеется).
- И все же откуда Вы черпаете ваши образы? - В основном из книг. Люблю Макиавелли и Платона. Очень люблю Монтеня, его «Опыты». Мне кажется, что там просто какой-то Клондайк. Его пояснения вроде бы бытовых ситуаций сделаны философским языком, и мне это очень интересно. Книги мне дают отправные идеи для того, чтобы начать работу. Потом уже сама работа подсказывает, как будет выглядеть картина. Кроме того я человек, который живет сегодняшним днем, и моя живопись отражает сегодняшнюю эпоху.
- Все мысли человека, направленные, то ли на созидание, то ли на разрушение, все рано объединяют какие-то чувства. Какой эмоцией обычно сопровождается Ваша работа? - Иронией, очень много иронии.
- Что Вам дает общение со зрителями? - Часто зрители, которые не относятся к богемной тусовке, высказывая свое мнение, вступают со мной в дискуссию. И тогда я часто слышу что-то по-настоящему для меня интересное.
- Один из центральных вопросов, обсуждаемых в академических кругах – это проблема агрессии. Человек не может жить без агрессии. В Ваших работах ее не видно. Скажите, куда Вы дели агрессию? - Я пытаюсь создать вокруг себя некую защитную ауру от агрессии (смеется).
Текст: Алексей Овчаренко
|
Интервью с выставки в Художественном музее -Вы преподавали в педагогическом университете. Какие впечатления? -Мне понравилась группа, с которой работал. Я посчитал долгом закончить свою работу с ними – вел их до последнего курса.
-Какой у вас основной принцип преподавания? -Стараюсь не оставлять студентов без задачи. Cтудент-художник должен иметь свою индивидуальную цель. Рисунок, композиция, работа над картиной – у всех процесс развивается по-особому, значит, педагог должен ставить задачи индивидуально, каждому – свои.
Когда студент имеет четко обозначенные ориентиры, понимает свои ошибки и то, как их исправлять, имеет ясную цель на уроке, он работает направленно. Подтягивает рисунок и подтягивается сам до определенного уровня.
-Что главное в художнике, чему вы пытаетесь научить? -Очень много требований к художнику.
Во-первых, сначала пытаюсь показать студентам, что работа художника – труд, который, в принципе, не должен прекращаться никогда. Художники не уходят на пенсию, у них нет праздников, выходных, они должны работать постоянно.
Художники воспринимают мир по-особенному. Заостряют свое внимание на других вещах, компонуют и устанавливают связи несколько иначе, чем все остальные люди.
-То есть, вы принадлежите к тем, кто утверждает: талант-99 процентов труда и лишь 1 процент гения? -Согласен. Хотя, наверное, дело обстоит наоборот: 99 процентов гения и 1 процент труда.
-Вы – лучший книжный илллюстратор России…Мы перед интервью разговаривали со студентами, которым вы преподавали. Они восхищаются вами. -Спасибо…
-Какие книги вам больше нравится иллюстрировать? -Книги, которые мне нравятся как читателю.
У меня довольно широкий охват произведений. Люблю классические вещи: Чехова, Толстого, Пушкина, Лермонтова, всю отечественную классику, практически. Люблю Булгакова. Мне нравится очень большое количество разных писателей и поэтов.
Есть произведения, которые захватывают сюжетом, темой, а есть талантливо написанные.
-Что вам запомнилось? -Большая и напряженная работа над «Тысячей и одной ночью»: пришлось перелопатить много материала.
Понравилась работа над книгой Солдатовой «Путешествие в страну цифр и букв»: она потребовала изобретательности и очень творческого отношения к иллюстрированию. Раскрываю орфографический словарь, выписываю слова и пытаюсь компоновать, например, на букву Ф - фрак, форма, фиолетовый… Стремлюсь, чтобы композиция имела сюжет и состояла из этих предметов.
-Как иллюстрируется классика? -Прежде, книгу надо прочитать, понять: если не поймешь – естественно, не сумеешь выделить главное. Надо выбирать ситуации, достойные изображения, понять смысл книги, то, ради чего она написана, выделить поворотные пункты, поворотные кусочки, затем суметь их зафиксировать. Потом - когда вчерне сделано – необходимо дополнительное погружение в атмосферу, нужна работа с этнографическим или историческим материалом. Костюмы, архитектура, оружие, посуда, экипажи, много всяких мелочей, вплоть до правил приличия, правил поведения. Если я изображу сумерничающего, который сидит, хотя человек выше чином стоит – будет неправильно, недопустимо для России XVIII-XIX веков: тогда, если входил старший чин, даже на ступеньку выше, то низший чин обязан был вставать, не имел права сидеть. Об этом художник должен знать, хотя в книге все и не говорится.
-Но ведь каждый понимает книгу по-своему… -Естественно, рисую по своему разумению. Не претендуя на абсолютное понимание книги, пытаюсь изобразить свое отношение.
-Какую книгу вам бы хотелось иллюстрировать? -Я бы с удовольствием поработал над иллюстрациями к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н.Гоголя. Мне нравится Гоффман.
-Мистика? -Не то, чтобы мистика, но есть в них какая – то тайна и есть цветистость. Очень люблю Диккенса, интересен этот автор. Не сказка, но и не взрослая литература – для подростков, юношества.
-Сколько времени занимает работа над иллюстрациями? -Все зависит от сложности темы. Если изображаете батальную сцену, где должно быть нарисовано человек, минимум, восемь или десять, то, естественно, потребуется времени больше, чем на рисунок одного человека на фоне стены.
-А самое большее - сколько? Год?
-Не знаю. Ну, не год. Несколько дней, неделю, две недели.
-Какой образ самый любимый? -Если бы вот сидел и думал – какой же образ у меня самый любимый? -через неделю - другую ответил бы на вопрос.
Не могу так сказать: этот вот любимый, а этот – нет.
Из выставленных в экспозиции – Царевич. Надо было сделать образ, который привлекателен внешне и внутренне, при том, что сказка намеренно написана иронично-слащаво.
-Как появляется вдохновение? -Вдохновение связано с тем, что человек сталкивается с миром, ему непонятным - в силу профессии, воспитания или внутренней организации. Сталкивается с отношениями в мире, которые он перестает понимать.
Представьте себе, скажем: вы выросли в определенной среде, вас воспитывали родители, школа, институт, при этом сформировались отношения, имеющие игровое начало. Вы понимаете, что очень много условностей в мире, свыкаетесь с ними – знаете, «так положено»… Вот вы же не вломились ко мне с просьбой об интервью, нет – договорились заранее. В общем, вы поступили как воспитанные, приличные люди. С другой стороны, вы могли просто войти и сказать: «Мы не договаривались, но…»
Условность - со знаком плюс, к ней привыкают. Представьте, что есть люди, у которых условностей - гораздо больше. Они выстраивают свои игры, способы общения с миром. Мир этих людей, по определенным причинам, не пересекается, скажем, с миром студентов художественного училища или братков, или с миром большого бизнеса, где - свои игры, условности, взаимоотношения, другие словечки, способы общения.
Происходит нестыковка одного мира с другим – хотя человек догадывается, что там происходит, по деталям, между людьми, но не знает их смысла… Вот меня это очень заинтересовало! Похоже на мир ребенка, который смотрит на взрослых: он их не понимает, воспринимает все как игру, пытается догадаться, почему они действуют так, а не иначе, пытается подражать, включиться в игру. Смотрит со стороны.
Нечто подобное есть в угадывании игры через настроение, состояние человека, расположение, через мизансцены.
Не постигая сути, но постигая настроение людей, мы можем догадаться о смысле игры.
...
Читать дальше »
|
«- Художник должен учиться всю жизнь, самосовершенствоваться. - …искусство призвано объединять людей. Раскрывать человека человеку. - Искусство существует для того, чтобы протягивать от человека к человеку ниточки понимания. Для того, чтобы чужому, в принципе, человеку, который слушает музыку или читает произведение литературы, раскрывалась душа художника. Чтобы он в этой душе находил свое отражение. И ощущал, что он не одинок в мире. - Функция объединения очень важна – я говорю не столько о взаимопонимании людей, сколько об их сочувствовании друг другу. Бывает, вижу вещь, которую не понимаю: для меня неизвестны ее содержание, функции, но определенная эмоция у меня возникает в любом случае. Если это та эмоция, которая владела художником, то произведение - удачное, оно выполняет свою задачу, художник добился того, чего хотел. Но иногда искусство разъединяет, поскольку направлено на узкую группу людей-единомышленников. На мой взгляд, такое искусство ближе к аттракциону. Некоторые вещи «аттракциона» мне удивительно нравятся, вызывают восторг, они сделаны с юмором, мастерством. Как их называть, искусство это или нет? Вопрос. Но, тем не менее, мне интереснее делать другие вещи. - На мой взгляд, современное российское искусство занимает не слишком выгодное место в мире. Но должен сразу сказать: я не очень хорошо знаю всю российскую живопись, возможно, есть много того, о чем просто не подозреваю. В интернете стремлюсь посмотреть, прежде всего, современную американскую живопись и некоторые европейские школы. Сравнение убеждает меня в том, что российская академическая школа, которой мы гордились и считали ее лучшей, идет на спад, становится менее продуктивной, чем американская, европейская, французская, немецкая школы. Там просто вовремя спохватились, и после периода явного спада наметился очень серьезный, большой подъем. То, что сейчас делают американские художники, очень впечатляет. Нам есть чему у них поучиться. - Художники - выразители того, что всех людей беспокоит, мучит, вызревает в социуме подсознательно. Возможно, их образы, метафоры являются выражением зерен, зреющих в обществе. Думаю, у каждого художника найдется произведение, которое будет близко любителям живописи. - Рисование - интересная работа, она захватывает, забываешь обо всем. - Художники делают свое дело, пишут картины. Но вот обратной реакции некомплиментарного свойства - очень мало. Это плохо. Критика изобразительного искусства у нас в Чувашской Республике практически отсутствует. Трудно назвать людей, которые бы серьезно анализировали бы изобразительное творчество и писали то, что интересно как для широкого круга читателей, так и для самих художников. Да, без зеркала можно прожить, но можно и одичать. Отсутствие критики – серьезная проблема искусства и общества.» Виктор Бритвин (интервью порталу «Элита Чувашии»)
| |