Каталанский художник Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. С детства его привлекает рисование. Он занимается в барселонской Академии изящных искусств, знаменитой "Ла Лонхе", учеником которой несколькими годами раньше был Пабло Пикассо. В 1912 году он становится учеником частной академии Франциско Гали (1880-1965), педагога, известного своими нетрадиционным подходом к процессу обучения. Гали, например, заставлял своих учеников рисовать с закрытыми глазами, что, по его убеждению, должно было развить у них зрительную память и умение распознавать различные формы на ощупь. Во время обучения Миро открывает для себя живопись импрессионистов, фовистов и кубистов.
В 1918 году, в галерее Далмау в Барселоне, Миро организовывает 1-ую выставку своих работ. В следующем году он впервые попадает в Париж, где встречает Пабло Пикассо.
"Самые простые вещи порождают во мне идеи. И так кусочек нитки может стать началом мира" (Миро)
В 1918 году начался периода в творчестве Миро, который назовут впоследствии "поэтическим реализмом". Жизнь в Париже в этот период полуголодная, но работает Миро с друзьями напряженно. К концу 1920-х годов, формируется словарь живописных идеограмм художника. В его составе знаки, обозначающие пространство: линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений в нижней и связующие знаки или вестники, призванные объединить части пространства: летящая птица, бегущий кролик, лестница в небо, глаза и уши, человеческие фигуры с огромными ногами.
В 1924 году, происходит встреча Миро с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Луи Арагоном и другими участниками сюрреалистической группы. В том же году публикуется Манифест сюрреализма. Миро принимает участие в сюрреалистической выставке, он также будет участвовать в знаменитых творческих встречах сюрреалистов. Хотя Миро и является одним из типичных представителей сюрреализма, он никогда официально не признает себя членом сюрреалистического движения, никогда не позволял себе замкнуться на одной какой-то схеме и сохранил полную творческую свободу. В сущности, он работал на периферии течения. Миро с интересом присматривается к новым явлениям в живописи и литературе. Его интересуют опыты Арпа с абстракцией и работы Кандинского, с которыми он знакомится в 1929 году. Миро всю жизнь будет искать новые пути и небанальные творческие ходы.
В 1930 году в Нью-Йорке проходит выставка Миро, с тех пор слава каталонского художника постоянно растёт. В 1941 году нью-йоркский Музей современных искусств проводит большую ретроспективную выставку произведений Миро. В 1932-1936 годах, Миро создает серию картин по своим эскизам-коллажам. В последующие годы Миро создает ряд монументальных керамических панно
В 1956 году поселяется в Пальма-де-Мальорка, где у художника великолепное ателье и огромная мастерская
Когда произведения Миро выставляются в Токио и Киото, мастер не упускает возможности посетить экзотическую страну и отправляется в Японию. Подтверждая славу каталонца, в 1970 году организационный комитет Мировой выставки в Осаке заказывает ему роспись "Павильона смеха". Неутомимый Миро, несмотря на огромную известность, не утратил бунтарского духа. В 1983 году художника не стало, ушел от в возрасте 90 лет.
Миро оставил по крайней мере 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ и 5000 рисунков и коллажей. Он оказал огромное влияние на послевоенное искусство в Соединенных Штатах.
Хочется добавить голос дилетанта. Глядя на картины Миро, желания их приобрести как-то не возникает, зато хочется попробовать изобразить нечто подобное, а если картины вызывают у человека хотя бы желание порисовать, это уже здорово, на мой взгляд.
Кстати, в Москве проходит выставка работ Хуана Миро, на которой будет представлено более чем 200 работ испанского мастера.
Выставка проводится в самом центре Москвы в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Гоголевском бульваре и продлится до 9 июня (2013). !
- Начнём с простого и, может быть, самого сложного: как и когда Вы поняли, что будете художником? Вы ни на кого не похожи - это было сознательной целью вашего творческого пути, или эти качества раскрылись «сами собой», в процессе работы?
- Все, наверное, идет с детства… Когда, зайдя в Третьяковскую галерею, я буквально остолбенел от работ Репина, Серова и особенно от Верещагина (его картина «Апофеоз войны» произвела на меня неизгладимое впечатление) и услышал горькое восклицание моего отца: «Да-а-а-а, умели же писать парни!». Я понял, что, видимо, СЕЙЧАС «они» не умеют уже. Позже я понял слова отца…В 70-е единственный официальный стилем в живописи в СССР был соц-арт и он «доживал» последние денечки. Есть, на мой взгляд, совершенно гениальные примеры жанрового соцреализма – Дейнека, Коржев, Герасимов! Но то, что появилось после – это нечто серое и абсолютно безликое. Альтернативой этому были лишь небольшие группы художников, объединившихся в Профсоюз на Малой Грузинской и устроившие настоящий андеграунд в лице авангардной, сюрреалистической, гиперреалистической живописи. Продвинутый по тем меркам народ, часами стоявший в очереди, окунался в нечто невообразимое и непохожее ни на что. Причем, все это было под музыкальное сопровождение электронного, психоделического релакса. Для меня, студента восьмидесятых, это был настоящий праздник открытий - Провоторов, Шаров, Худяков… Как марсиане просто.
Потом я увидел каталог Ричарда Эстеса, американского художника, работающего в стиле гиперреализма. Это было последней каплей, перевернувшей мое сознание. Я стал изучать новую технику в живописи, материалы, инструменты.
- Вопрос несколько всеобъемлющий, но всё-таки: как и на что живут современные художники? Мне кажется, что Вы очень независимы в своём творчестве. Это как-то связано с Вашим материальным положением?
- Первое что нужно художнику – мастерство; второе – быть автономным, т.е. независимым от всего, что мешает творчеству. Нужно постараться обрести независимость, в том числе и материальную, чтобы не зависеть от многих коллег: искусствоведов, галеристов и т.д. Мне кажется, что я все это имею благодаря тому, что живу своей живописью. Это оценено, поэтому свободных работ практически нет. Персональные выставки – это целая проблема, т.к. трудно собрать необходимое количество картин для них. Сейчас есть отличная альтернатива выставок и галерей – интернет! Мои заказчики просто видят новые работы на моем сайте и после опубликования работа очень быстро продается. Это и есть независимость. Интернет также открывает новые горизонты и помогает получить известность за рубежом. Меня очень радуют блогеры, обсуждающие мои работы в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии.
- Расскажите, почему в Ваших работах такое большое место занимает тема Востока? Как часто Вы там бываете?
- Действительно, обсуждая мое творчество, многие относят меня к художникам-ориенталистам. Мне очень нравится эта тема. Особенно приятно, что многие из моих покупателей - жители Ближнего Востока. Представьте себе обратное, что русский человек заказывает, например, у художника из Ирана пейзаж с русскими березками! Нонсенс, но приятно, что признают те, кто требователен к своей культуре. По поводу Востока… Однажды зимой в старом Стамбуле я набрел на одну улочку и вдруг - настоящее дежавю! Запах, расположение домов, свет, настроение – все знакомo, как будто я здесь уже был, а возможно жил когда-то. Это чувство дало мне толчок к теме в живописи.
- Мне кажется, что Вы весьма требовательны к себе в выборе темы и натуры. Откуда такая взыскательность? Вы - волевой человек?
- Вообще, у меня есть несколько тем (не путать со стилем): Восток, этника; Город, урбанизм; Романтический сюр; Гротеск. Иногда все это перемиксовано.
- Как Вы оцениваете состояние дел в нашем русском живописном цехе по сравнению с другими континентами (раз уж Вы там бываете)?
- Отвечая на вопрос – как я рассматриваю современную российскую живопись по сравнению с зарубежной, сложно ответить однозначно… За рубежом работает много наших художников, которые либо уехали когда-то учиться и остались, либо приглашены работать по контракту. Имена многих из них российскому обывателю незнакомы, но поверьте, на Западе они заслуженно сыскали свой арт-авторитет и у публики, и у критиков. Много очень хороших художников сейчас в Лондоне, Париже и новой Мекке искусства – Берлине. Да-да, Берлин - новая столица современного искусства, как бы это не казалось странно. Сейчас целые коммуны современных живописцев, концептуалистов и постмодернистов оккупируют немецкую столицу и новый взрыв направлений, я думаю, произойдет именно там. После падения Берлинской стены туда хлынули художники, в первую очередь, за духом свободы и дешевыми метрами студий. Выставлять в Берлине сейчас также почетно как в Лондоне, Нью-Йорке и Токио.
Еще мощное течение идет из Китая. Там за последние годы появились талантливые мастера, обобщившие школу китайского соцреализма и западные школы. Качество работ бесподобно! С такими темпами и трудолюбием китайцев, конкуренция нашим «снобам» в области искусства явная! То количество работ, которое нахлынет на Европу и Америку, как говорят эксперты, составит серьезную конкуренцию, в том числе и ценовую, остальным художникам и даст толчок нового качественного уровня. Ждем.
Да, еще есть очень талантливые художники из Латинской Америки. Мексика, Бразилия, Перу… Надо видеть эту яркость красок и экспрессивность кисти! Мировые галереи с удовольствием берут эти работы на свои показы.
- Наконец, хотелось бы узнать, если это возможно, что-то из Вашей личной биографии. Есть ли у Вас семья и какое место оно занимает в Вашем творчестве? Верите ли Вы во вдохновение? Много ли значит любовь в Вашей жизни?
- Тема любви – это очень личное и я не буду особенно откровенничать. Хотя некоторые работы сами за себя говорят и выражают мой внутренний мир. Например, «Увидеть ночь», «Баланс», «Кораблик по имени Ты» и т.д. Вообще, обычно модели для моих картин – близкие мне люди. А моя главная модель, а также Муза, вдохновение и любовь вот уже семь лет одна и та же!
Художник Пьер Душ заканчивал натюрморт-цветы в аптечной склянке и
баклажаны на блюде,- когда в мастерскую вошел писатель Поль-Эмиль Глэз.
Несколько минут Глэз смотрел, как работает его друг, затем решительно
произнес:
- Нет!
Оторвавшись от баклажанов, художник удивленно поднял голову.
- Нет,-повторил Глэз.
-Нет! Так ты никогда не добьешься успеха.
Мастерство у тебя есть, и талант, и честность. Но искусство твое слишком
обыденно, старина. Оно не кричит, не лезет в глаза. В Салоне, где выставлено
пять тысяч картин, твои картины не привлекут сонного посетителя... Нет, Пьер
Душ, успеха тебе не добиться. А жаль.
- Но почему?-вздохнул честный малый.-Я пишу то, что вижу. Стараюсь
выразить то, что чувствую.
- Разве в этом дело, мой бедный друг? Тебе же надо кормить жену и троих
детей. Каждому из них требуется по три тысячи калорий в день. А картин куда
больше, чем покупателей, и глупцов гораздо больше, чем знатоков. Скажи мне,
Пьер Душ, каким способом ты полагаешь выбиться из толпы безвестных
неудачников?
- Трудом,-отвечал Пьер Душ,-правдивостью моего искусства.
- Все это несерьезно. Есть только одно средство вывести из спячки
тупиц: решиться на какую-нибудь дикую выходку! Объяви всем, что ты
отправляешься писать картины на Северный полюс. Или нацепи на себя костюм
египетского фараона. А еще лучше-создай какую-нибудь новую школу! Смешай в
одну кучу всякие ученые слова, ну, скажем,-экстериоризация, динамизм,
подсознание, беспредметность - и составь манифест
Отрицай движение или,
наоборот, покой; белое или черное; круг или квадрат - это совершенно все равно? Придумай
какую-нибудь "неогомерическую" живопись, признающую только красные и желтые
тона, "цилиндрическую" или "октаэдрическую", "четырехмерную", какую
угодно!..
В эту самую минуту нежный аромат духов возвестил о появлении пани
Косневской. Это была обольстительная полька, чьи синие глаза волновали
сердце Пьера Душа. Она выписывала дорогие журналы, публиковавшие роскошные
репродукции шедевров, выполненных трехгодовалыми младенцами. Ни разу не
встретив в этих журналах фамилии честного Душа, она стала презирать его
искусство. Устроившись на тахте, она мельком взглянула на стоявшее перед ней
начатое полотно и с досадой тряхнула золотистыми кудрями.
- Вчера я была на выставке негритянского искусства Золотого века! -
сообщила она своим певучим голосом, раскатывая звонкое "р".
-Сколько
экспрессии в нем! Какой полет! Какая сила!
Пьер Душ показал ей свою новую работу-портрет, который он считал
удачным.
- Очень мило,-сказала она нехотя. И ушла... благоухающая, звонкая,
певучая и разочарованная.
Швырнув палитру в угол, Пьер Душ рухнул на тахту.
- Пойду служить в страховую кассу, в банк, в полицию, куда
угодно!-заявил он.
-Быть художником- последнее дело! Одни лишь пройдохи умеют
завоевать признание зевак! А критики, вместо того чтобы поддержать настоящих
мастеров, потворствуют невеждам!;
С меня хватит, я сдаюсь.
Выслушав эту тираду, Поль-Эмиль закурил и стал о чем-то размышлять.
- Сумеешь ли ты,-спросил он наконец,-со всей торжественностью объявить
Косневской и еще кое-кому, что последние десять лет ты неустанно
разрабатывал новую творческую манеру?
- Я разрабатывал?
- Выслушай меня... Я сочиню две-три хитроумные статьи, в которых сообщу
нашей "элите", будто ты намерен основать "идео-аналитическую" школу
живописи. До тебя портретисты по своему невежеству упорно изучали
человеческое лицо. Чепуха все это! Истинную сущность человека составляют те
образы и представления, которые он пробуждает в нас.
Вот тебе портрет полковника: голубой
с золотом фон, на нем - пять огромных галунов, в одном углу картины - конь,
в другом - кресты.
Портрет промышленника - это фабричная труба и сжатый
кулак на столе. Понимаешь теперь, Пьер Душ, что ты подарил миру? Возьмешься
ли ты написать за месяц двадцать "идео-аналитических" портретов?
Художник
грустно улыбнулся.
- За один час,-ответил он.-Печально лишь то, Глэз, что, будь на моем
месте кто-нибудь другой, затея, возможно, удалась бы, а так...
- Что ж, попробуем!
.
- Не мастер я болтать!
-- Вот что, старина, всякий раз, как тебя попросят что-либо объяснить,
ты, не торопясь, молча зажги свою трубку, выпусти облако дыма в лицо
любопытному и произнеси эти вот простые слова: "А видели вы когда-нибудь,
как течет река?"
- А что это должно означать?
- Ровным счетом ничего,- сказал Глэз.- Именно поэтому твой ответ
покажется всем необычайно значительным. А уж после того, как они сами
изучат, истолкуют и превознесут тебя на все лады, мы расскажем им про нашу
проделку и позабавимся их смущением.
Прошло два месяца. Выставка картин Душа вылилась в настоящий триумф.
Обворожительная, благоухающая, певуче раскатывающая звонкое "р" пани
Косневская не отходила от своего нового кумира.
- Ах,- повторяла она,- сколько экспрессии в ваших работах! Какой полет!
Какая сила! Но скажите, дорогой друг, как вы пришли к этим поразительным
обобщениям?
Художник помолчал, не торопясь закурил трубку, выдохнул густое облако
дыма и произнес:
- А видели вы когда-нибудь, мадам, как течет река?
Губы прекрасной
польки затрепетали, суля ему певучее раскатистое счастье.
Группа посетителей обступила молодого блистательного Струнского в
пальто с кроличьим воротником.
- Потрясающе! - горячо говорил он.- Потрясающе! Но скажите мне, Душ,
откуда на вас снизошло откровение? Не из моих ли статей?
Пьер Душ на. этот раз особенно долго молчал, затем, выпу
... Читать дальше »
Почему некоторые картины имеют заоблачные цены? Какие тайные игры ведутся в среде коллекционеров? В фильме приоткрывается завеса театра, разыгрываемого на сценах аукционов живописи.