что была надежда, что нас всех возродят скопом».(И. Кабаков)Илья Иосифович Кабаков – один из первопроходцев концептуализма - одного из самых успешных направлений в советском искусстве. Если представить, что все современное искусство помещается на линейке, то работы Малевича соответствовали бы нулю - точке отсчета, а творения Ильи Кабакова – единице. Работы Кабакова, выставленные в музеях и галереях, рассматривают, затаив дыхание, во всем мире.Родился Илья Кабаков в городе Днепропетровске в 1933 году. С 12 лет обучался в художественной школе в Москве на протяжении 6 лет. В 1957 году Кабаков окончил Художественный Институт им. Сурикова по специальности графического дизайна. В 1950-е годы художник подрабатывал оформлением книг, экспериментируя с различными формами абстракционизма.
Илья Кабаков был новатором в искусстве – им был переосмыслен весь хлам советского времени. Впоследствии им была создана своя модель вселенной, свои правила и законы. Кабаков разработал концепцию «тотальной инсталляции», которая представляет собой отдельную комбинацию из нескольких картин, а также текстов, звуков и предметов. В глазах зарубежной публики он был выдающимся философом живописного искусства, а для своих соотечественников – одним из самых неоднозначных художников. Даже самому искушенному зрителю удалось найти что-то совершенно новое в его картинах. В работах Кабакова можно найти целый микрокосмос связей, по которым прослеживается история целой эпохи. «Тотальная инсталляция» - термин, придуманный художником. Он означает целостное произведение, которое нельзя понять, смотря на него со стороны – для полного понимания нужно войти внутрь и обжиться в нем.
Десятки книг посвящены феномену художника. Его работы и теоритические разработки подвергаются глубокому изучению и анализу в университетах. Вряд ли такой интерес может искусственно существовать на протяжении столь продолжительного отрезка времени.
Несомненно, основным направлением всего творчества Ильи Кабакова является концептуализм. Своеобразной музой художника стала коммуналка с ее неотрывными спутниками – абсурдом, общей кухней, тесностью, сварами. Даже в самых тяжелых условиях есть особая романтика, однако смысл работ Кабакова чаще всего упирается в атмосферу подавления человеческой личности отношением окружающих и коммунальным бытом в частности. Эти работы о вынужденной трансформации в «серого человека», утешением которой может послужить лишь погружение в свои радужные грезы. В узком смысле это притчи о деморализующем и агрессивно-настроенном влиянии советских условий. Не сложно представить, что в конце 80-годов Россия была погружена в эти серые реалии, чем можно объяснить специфику восприятия своего отечества Кабаковым. Другое дело жизнь на западе – люди существуют в коммунально-благополучных условиях и не знают, что такое запасать картошку на своем балконе, у них совершенно другая точка зрения.
Секрет в том, что художник решил посмотреть на советское время так, как в наше время смотрят на творения Древнего Египта. Несомненно, и при Тутанхамоне существовали некие неофициальные искусства, но нам невозможно различить абсолютно все стилистические и идеологические нюансы по истечении веков. Кабаков трансформировал принятые на западе акценты и оценки в триаду «московский концептуализм – соцреализм – русский авангард»: первое и третье являются примерами «положительного» искусства, а второе – «отрицательного». Советское искусство существовало обособлено от всего мира, оно демонстрировало «прямой взгляд» на «изнаночный мир» советского времени.
Как бы то ни было, стремительный путь к мировой известности Кабаков проделал в период эмиграции, чему завидовало большинство других представителей русского искусства, перебравшихся за границу из-за перестройки. Ни у кого не было такого успеха, которым пользовался Кабаков. Еще в 1922 году художник сотворил скандальную инсталляцию, которая имитировала советский туалет общественного пользования, люди в котором проходили через условные секторы «М» и «Ж». Через год на выставке собралась огромная толпа желающих познакомиться с концептуальной инсталляцией Кабакова, состоящей из двенадцати кроватей из железа, расположенных в кругу. Все это происходило лишь в начале 90-х, после чего последовали десятки рецензий в авторитетных изданиях, выставки, каталоги со всеми вытекающими из этого последствиями в виде высочайших галерейных цен и множеством заказов.
Надо сказать, что сведений о галерейных ценах осталось немного, так как информация такого рода редко оказывается доступной публике. В 1990-х годах была опубликована информация о том, что некоторые инсталляции были проданы по цене в полтора миллиона долларов и больше. Однако аукционные работы Ильи Кабакова стали превышать барьер в миллион долларов лишь в последние два года: к примеру, картина «Номер люкс», написанная им в 1981 году, была продана на аукционе за 2 млн. фунтов компании Phillips в 2007 году, а годом ранее та же компания купила у художника инсталляцию «Коммунальная кухня» 1991 года. Двухметровая работа художника «Жук» достигла отметки в 2,6 миллиона, попав в обойму «миллионеров» всего несколько месяцев назад, тем самым отвоевав своему создателю позиции в рейтинге цен русского искусства. И по сей день Илья Иосифович Кабаков остается создателем наиболее дорогой работы среди современных русских художников.
Одновременно с Пивоваровым Кабаков изобрел еще один жанр – альбом. Он представлял собой набор листов с различными текстами и рисунками. В настоящее время Илья Кабаков живет в США и является гражданином этой страны.
**********
Объект Куб