Том и Джерри играют Листа, глупый мышонок не спит под Шостаковича, а обезьяна слушает Райха — Arzamas выбрал самые интересные мультфильмы, в которых музыка становится важным героем
Пожалуй, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Аниматоры используют классическую музыку для своих фильмов и приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для них. В этой подборке — множество вариантов того, как анимация работает с академической музыкой в экспериментальном и традиционном авторском кино, абстрактном и сюжетном, в масштабных международных коммерческих проектах и небольших этюдах, где музыка становится источником и главным двигателем сюжета.
«Ночь на Лысой горе» («Une nuit sur le mont chauve»)
Режиссер Александр Алексеев. Франция, 1933 год
МУЗЫКАМодест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе» (редакция Николая Римского-Корсакова)
Александр Алексеев, художник и один из пионеров мировой анимации, родился в России и эмигрировал во Францию уже после революции. Одно из главных его анимационных изобретений — игольчатый экран, выглядящий как планшет, густо утыканный иголками, которые легко вдавливаются от нажатия. Создание анимации с помощью игольчатого экрана — это работа с тенями: «следы» от нажатия при движении источника света полностью меняют картинку и дают необычное мягкое черно-белое изображение . В фильме «Ночь на Лысой горе» (Алексеев снимал его вместе со своей женой и соавтором Клер Паркер) тоже используется игольчатый экран, благодаря которому вихрь теней колдовской нечисти смотрится особенно выразительно. Кстати, это один из любимых фильмов Юрия Норштейна.
«Оптическая поэма» («An Optical Poem»)
Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938 год
МУЗЫКАФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2
Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспериментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютерной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на большой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвящены множество искусствоведческих работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстрактные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.
Надо сказать, что с развитием технологий появляется все больше возможностей для того, чтобы «изобразить» музыку. В этом смысле показателен один из лучших абстрактных фильмов последнего времени, снятый в стереоформате, — «Виртуальный виртуоз» Томаса Штелльмаха и Майи Ошманн на музыку увертюры к опере «Алхимик» Луи Шпора. Путешествие капли туши тут идет не только в плоскости экрана, но и в глубину.
«Фантазия» («Fantasia»)
Режиссеры Сэмюэл Армстронг, Джеймс Элгар, Билл Робертс и др. США, 1940 год
Фрагмент «Ученик чародея»
МУЗЫКАПоль Дюка — «Ученик чародея», Петр Чайковский — сюита из балета «Щелкунчик», Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор (BWV 565), и др.
«Фантазия» студии Disney — один из первых больших анимационных проектов по классической музыке, для своего времени экспериментальный (в частности, в том, что касается работы со стереозвуком) и до сих пор невероятно важный. Фильм строится как соединение концерта Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского и девяти анимационных эпизодов (у каждого — свой режиссер) на музыку, которую исполняет оркестр. Переходы от оркестра к мультфильму сопровождаются рассказом о том, что зрителям предстоит увидеть. И Дисней с командой, и Стоковский получили за эту работу по «Оскару». В «Фантазии» есть эпизод на музыку Баха — абстрактная анимация в духе Оскара Фишингера; «Пастораль» по Бетховену с картинками из жизни умилительных героев греко-римской мифологии; «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли — пародийный балет с участием крокодилов, бегемотов и других животных, прообразами которых были известные танцоры; «Ave Maria» Шуберта — аллегория победы света и добра над тьмой… Один из самых знаменитых эпизодов — «Ученик чародея» Гете по симфонической поэме Поля Дюка, где незадачливым магом оказывается сам Микки-Маус (считается, что вся «Фантазия» была задумана для того, чтобы вернуть популярность полузабытому Микки).
«Сказка о глупом мышонке»
Режиссер Михаил Цехановский. СССР, 1940 год
МУЗЫКАДмитрий Шостакович
Михаил Цехановский, один из первых советских экспериментаторов в области анимации, чья международная слава началась с авангардной «Почты» (которая считается первым отечественным звуковым мультфильмом), работал с Шостаковичем дважды. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о работнике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в истории от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введенского. Музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака была снята уже после прокатившейся в середине 1930-х кампании по борьбе с формализмом и выглядела менее революционно. И, как и более поздние мультфильмы по этому стихотворению Маршака, отказывалась от трагического финала, чтобы не пугать детей.
Нужно понимать, что советская анимационная история — особенная: здесь из-за идеологического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традицион
... Читать дальше »