Ученые-физиологи Ростовского медицинского университета показали зависимость интеллектуальной деятельности человека от тональности музыкального произведения, пишет во вторник "Российская газета".
О том, какую музыку стоит слушать, чтобы повысить умственную работоспособность, рассказал доктор медицинских наук Яков Хананашвили. Ученый напомнил, что еще древние люди настраивались на охоту под ритмичные звуки - стучали палкой по выгнившему бревну.
Кстати, подросткам интересно будет узнать, что группы молодых собакоголовых обезьян тоже любят постучать палками все вместе. Это их очень "заводит"..
В письменных источниках самая старая притча о влиянии музыки приведена в Ветхом завете: Давид, играя на арфе, избавил Саула от депрессии. Пифагорейцы под музыку занимались математикой, считая, что под нее задачи решаются легче.
Авиценна был убежден, что гармонические аккорды - нелекарственный способ лечения, к примеру, как диета, ароматы или юмор.
Сейчас накоплено много данных об этом явлении. Известно, например, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и гриппа. Струнные инструменты эффективны при болезнях сердца, труба - при радикулите и невралгии, звуки кларнета улучшают работу кровеносных сосудов, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи.
"Правильная" музыка укрепляет иммунную систему, может снижать содержание сахара в крови, классика благотворно влияет на ребенка во чреве матери.
К эксперименту, изучающему воздействие музыки на интеллект, были привлечены юноши и девушки от 18 до 20 лет.
Как рассказал Яков Хананашвили, "подопытные" должны были прослушать симфонию № 1 (до мажор) Бетховена и произведение этого же композитора - симфонию № 5 (до минор). А перед и после музыкального воздействия пройти специальный корректурный тест - это интеллектуальная работа с таблицей, в которой различные символы и буквы вразнобой нанесены на лист бумаги.
На решение теста юношам и девушкам отводилось по две минуты. В эксперименте участвовали 66 человек и примерно столько же в контрольной группе, то есть тех, кто не подвергался воздействию.
"Мы рассчитали четыре параметра: точность выполнения задания, умственную продуктивность, объем зрительной информации и устойчивость внимания. Оказалось, что устойчивость внимания после минорной музыки снизилась на 19,5 процента, точность выполнения задания и умственная продуктивность упали более, чем на четыре процента. Не произошло только изменения объема зрительной информации", - рассказал ученый.
Зато "радостный" Бетховен поднял показатели почти на пять процентов, а умственную продуктивность - на семь. Не изменилась лишь устойчивость внимания.
"Так что если ситуация требует максимального интеллектуального сосредоточения, слушайте произведения, написанные в ладе до мажор. Причем только классику", - подытоджил Яков Хананашвили.
О музыке других жанров мнения ученых далеко не единодушны. Некоторые могут принести не пользу, а вред: просто-напросто "раздергать" психику. Известно, что при регулярном слушании тяжелого рока значительно усиливается склонность к суициду, такие звуки "рассогласовывают" работу нервной системы и эндокринных желез.
Медики, проведя многочисленные эксперименты, пришли к выводу, что различные виды музыки по-разному действуют на человека. Религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, она достаточно эффективно облегчает боль, веселые песни помогут справиться с сердечными недугами и подарят долголетие, а самый большой эффект оказывают произведения Моцарта. Тут настоящая тайна - люди, слушающие великого австрийца, подчеркивают ее оздоравливающее и даже омолаживающее действие. Этот феномен так и назвали - "эффект Моцарта".
Кстати, музыка воздействует не только на человека, но и на животных. Например, в одном из колхозов Ставрополья надои молока увеличивают с помощью классической музыки. Есть информация о том, что во время экспериментов музыкального терапевтического общества Швеции акулы и дельфины со всего побережья собирались слушать Баха. Растения, между прочим, тоже неравнодушны к музыке - предпочитают классику.
Источник1 Источник2