Владимир СОРОКИН "Теллурия" Владимир Сорокин
молчал два года - со времен "Метели" (если не считать
журнального рассказа "Отпуск" в 2012 году). Объяснял нежеланием
повторяться и аккумулированием идеи. И в этом году ценители концептуализма,
постмодернизма и вообще прекрасной прозы наконец дождались его нового романа,
действие которого разворачивается в новом европейском Средневековье.
Сорокинские герои - крестоносцы, кентавры, псоглавцы, великаны и
православные коммунисты. Есть даже живой уд и робот-вор. Кое-кого из них мы
встречали у Сорокина и раньше. Для кого-то писатель даже изобрел новый язык (он
вообще считает, что современная реальность уже "неописуема" прежним).
А все повествование вращается и развивается вокруг гвоздей, сделанных из
волшебного вещества теллур, дающего абсолютное блаженство. Сам автор говорит,
что его роман о том, что "люди будут изо всех сил... продолжать себе
доказывать, что рождены для счастья", и добавляет, что его книга попала
"в серьезный нервный узел"
Алексей ИВАНОВ "Географ глобус пропил"
У книжки пермского прозаика Иванова после успеха одноименного
фильма - невиданный всплеск популярности. Неизбежное сравнение с
экранизацией книге явно не вредит. Пришлось ее дважды переиздавать в этом году.
Всесторонне образованный и регулярно выпивающий Служкин от безденежья идет
работать в школу географом. Там его ждет ужасная засада сложных отношений с
учениками, конфликты с завучем и нечаянная влюбленность. А еще у него есть
друзья, жена, подружки, маленькая дочь и внутренний стержень. Я, говорит Служкин,
человека ищу, всю жизнь ищу… в себе. А так, в общем, у него жизнь обычная,
почти невыносимая в путанице любовных несовпадений и духовной неразберихи. Но
эта история написана так отчаянно, так нежно и так пронзительно, что стала
историей про каждого, кто хоть раз запутывался в жизни, ощущал себя одиноким,
но не терял способности любить. При этом такими веселыми диалогами не каждый
ситком похвалится.
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО "Застава" о словам самого
Лукьяненко - это принципиально новый роман, не связанный по сюжету с
предыдущими, хотя очевидно, что по описанному мироустройству он близок к
"Черновику". Другое дело, что "Застава" - это начало
нового цикла под общим названием "Пограничье", куда войдут и вещи,
написанные Лукьяненко в соавторстве с другими фантастами. В "Заставе"
мир Центрум, когда-то, до страшной катастрофы, великий и сильный, окружен
другими мирами, примерно как сердцевина цветка - его лепестками (сравнение
с "Розой мира" Андреева неизбежно!). Один из таких лепестков -
наша Земля. "Лепестковые" миры между собой не сообщаются, из них
можно попасть только в Центрум через специальный портал. И здесь, на
перекрестке всех цивилизаций, находится Корпус пограничной стражи, который
охраняет рубежи.
Случайно в Центруме
оказывается землянин, которому теперь надо выбрать, стать ему пограничником или
контрабандистом. Эти профессии бывает трудно различить, но от решения героя
зависит, как обычно, почти все. Прелесть книги, конечно, не только в фабуле, но
еще и в мастерских образах и диалогах, в остроумных поворотах и в общей иронии,
присущей книгам Лукьяненко.
Дмитрий БЫКОВ "Сигналы"
Хотя на обложке книги, кроме Быкова, значится еще его соавтор, Валерия
Жарова, чужое присутствие в быковском тексте не ощущается - роман написан
с фирменной щедростью, впрочем, Быков определил его жанр: "трагикомический
триллер-антиутопия с элементами социально-фантастической пародии". Что в
переводе означает, видимо, "мистика пополам с реальностью". В основе
сюжета - абсурдная ситуация с пропавшим на Урале в 2012 году самолетом
Ан-2 и его загадочными сигналами. Сигналы, правда, оказались помехами, а самолет
нашли через год, но то было в жизни. А в романе это только начало... Можно,
конечно, историю с затерянным самолетом считать метафорой: это подлинная Россия
подает из пространства таинственные сигналы, и, если следовать их зову, можно
попасть неизвестно куда... Не ломайте голову, просто прочтите. Остроумные идеи
(в том числе и свою версию гибели туристов на перевале Дятлова) автор
преподносит в увлекательной и приключенческой форме, с героями, любовью и
язвительной сатирой.
Павел САНАЕВ
"Хроники Раздолбая" Новую книгу Санаева
можно считать, хотя и очень условно, логическим продолжением повести
"Похороните меня за плинтусом" - ну просто потому что автор
рассказывает о том периоде, когда писал "Плинтус". На первый
взгляд - это увлекательные похождения повесы. А на второй, отсмеявшись, мы
обнаружим там глубокие метафизические поиски. Нынешняя книжка тоже
автобиографическая, только герою там уже 19 лет и все называют его Раздолбаем.
А секс, алкоголь, любовь, деньги, свобода, предательство, бесконечные вопросы к
Богу и разные приключения покажутся нам до боли знакомыми, хотя мы и не сразу,
может, в этом признаемся.
Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ "Будущее" Утопия автора культового романа "Метро 2033" и триллера
"Сумерки" живописует, как будут жить наши дети и в чем будут видеть
смысл своего присутствия во Вселенной. Со смыслом будет сложно, потому что люди
добьются наконец-то вожделенного бессмертия. Действие романа, который по
кусочкам публиковался в Сети еще с 2012 года, происходит в Европе XXV века,
спустя триста лет после изобретения "вакцины" - генного снадобья
против старения. Но изменения в ДНК и возможность вечной молодости полностью меняют
мышление, приоритеты, культуру и жизнь в целом. В общем, расплата за бессмертие
будет немалой: нельзя будет рожать детей (из-за угрозы перенаселения), и люди
перестанут нуждаться в таких понятиях, как душа и даже Бог.
Евгений ВОДОЛАЗКИН "Лавр.
Неисторический роман"В последнее время вся
литературная общественность говорит о качестве прозы и вообще о
"живости" хорошей русской литературы в связи с этим романом, которому
уже досталась главная премия "Большой книги". Даже удивительно, что
житие праведника XV века на Руси может оказаться таким интересным. Возлюбленная
врачевателя Арсения Устина по его вине умирает при родах. Во искупление греха
герой возвышается до святости и, как следствие, способности одним
прикосновением исцелять слепых и поднимать на ноги немощных. В течение жизни он
успевает побывать странствующим травником, юродивым, паломником, монахом и
отшельником, каждый раз меняя обстоятельства и окружение, он заново проходит
свой путь. Автор, известный как лучший специалист по древнерусской литературе,
не занимается исторической реконструкцией, не допускает ни одной несостыковки,
но вот зато сочетание древнерусского с современным канцеляритом делает
эффектным стилистическим приемом.