Когда человек начинает рассуждать о смысле жизни, в первую очередь возникает вопрос: «А ты кто такой?» Виктор Франкл относится к тем немногим мыслителям, лучшим доказательством правоты которых служит их собственная жизнь.Еще в школьные годы он увлекся вопросом о смысле человеческой жизни; получив специальность врача-психиатра, начал разрабатывать методы, позволяющие людям справиться с утратой смысла жизни, которая ведет к неврозам, психозам, самоубийствам, алкоголизму и наркомании. В годы Второй мировой войны он разделил судьбу миллионов европейских евреев, проведя три с половиной года в нацистских концлагерях. Он не только выжил, но в течение шести лет после освобождения выпустил около 10 книг, в которых разработал учение о стремлении к смыслу как главной движущей силе человеческой жизни.
Опыт концлагеря показал: наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался крепким здоровьем, но кто имел то, ради чего жить.С 1960-х годов учение Франкла, названное им «логотерапией», получает всемирную известность.
Его книги, переведенные на десятки языков, издавались многомиллионными тиражами, а публичные лекции иногда собирали тысячи слушателей (однажды я сам был этому свидетелем). Я имел счастье быть знакомым с этим удивительным человеком, переписываться с ним, переводить его книги и устные выступления, когда он посещал Москву в 1986 и 1992 годах. Неугасимый внутренний свет, кристальная четкость и чеканность его мыслей и их словесного выражения сочетались в нем с удивительной внимательностью к окружающим его людям.
Пять ключей к пониманию
Человек многомерен
«Человек – это больше, чем психика; человек – это дух». Помимо нашей биологической природы, воплощенной в нашем теле, и душевной организации, воплощенной в нашей психике, у человека есть еще одно измерение существования – духовное, или смысловое. Этим человек отличается от других существ. Именно на этом уровне, открываясь миру смыслов, мы, оказывается, способны преодолеть те ограничения и жесткие причинно-следственные связи, которые обнаруживаются на более низких уровнях.
Человек стремится к смыслу
«Человеческое бытие всегда ориентировано вовне, на что-то или на кого-то – на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью». Мы не конструируем смыслы в своей голове, мы находим их в мире. Нахождение смысла – это «восприятие возможности на фоне действительности».
Человек свободен
«Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне; свобода возвышается, надстроена над любой необходимостью». Свобода не абсолютна, она не отменяет детерминированность, но добавляет новое измерение, позволяя по-разному относиться к тому, чего нельзя избежать. В частности, Франкл говорит о том, что человек свободен в отношении своих влечений, наследственности, а также влияний социальной и бытовой среды.
Человек ответственен
«Нельзя признать человека свободным, не признавая его одновременно ответственным». В первую очередь мы отвечаем за нахождение и реализацию своего уникального смысла и ценностей. Совесть – наш «орган смысла», именно перед нею мы и несем ответственность за свои поступки. Но религиозный человек идет на шаг дальше; для него совесть – непосредственный способ общения с Богом, перед которым в конце концов ему и предстоит держать ответ за прожитую жизнь.
Смысл всегда может быть найден
«Смысл в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений». Хотя смысл у каждого человека и в каждой ситуации уникален, существуют обобщенные ценности – своего рода типичные варианты смысла.
Франкл выделяет три их вида:
- ценности творчества (созидание, внесение чего-то в мир);
-ценности переживания (получение из мира чего-то, например любви или эстетических впечатлений);
-ценности отношения (изменение отношения к тому, что мы не можем изменить).
Эти три пути поиска позволяют обрести смысл даже в самой безнадежной ситуации, например в концлагере, – жизненный опыт и клиническая практика Франкла дали множество подтверждений этому.