Капля росы, падающая с крыла птицы, будитт Розали, спящую в тени паутины
Каталанский художник Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. С детства его привлекает рисование. Он занимается в барселонской Академии изящных искусств, знаменитой "Ла Лонхе", учеником которой несколькими годами раньше был Пабло Пикассо. В 1912 году он становится учеником частной академии Франциско Гали (1880-1965), педагога, известного своими нетрадиционным подходом к процессу обучения. Гали, например, заставлял своих учеников рисовать с закрытыми глазами, что, по его убеждению, должно было развить у них зрительную память и умение распознавать различные формы на ощупь. Во время обучения Миро открывает для себя живопись импрессионистов, фовистов и кубистов.
В 1918 году, в галерее Далмау в Барселоне, Миро организовывает 1-ую выставку своих работ. В следующем году он впервые попадает в Париж, где встречает Пабло Пикассо.
"Самые простые вещи порождают во мне идеи. И так кусочек нитки может стать началом мира" (Миро)
В 1918 году начался периода в творчестве Миро, который назовут впоследствии "поэтическим реализмом". Жизнь в Париже в этот период полуголодная, но работает Миро с друзьями напряженно. К концу 1920-х годов, формируется словарь живописных идеограмм художника. В его составе знаки, обозначающие пространство: линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений в нижней и связующие знаки или вестники, призванные объединить части пространства: летящая птица, бегущий кролик, лестница в небо, глаза и уши, человеческие фигуры с огромными ногами.
В 1924 году, происходит встреча Миро с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Луи Арагоном и другими участниками сюрреалистической группы. В том же году публикуется Манифест сюрреализма. Миро принимает участие в сюрреалистической выставке, он также будет участвовать в знаменитых творческих встречах сюрреалистов. Хотя Миро и является одним из типичных представителей сюрреализма, он никогда официально не признает себя членом сюрреалистического движения, никогда не позволял себе замкнуться на одной какой-то схеме и сохранил полную творческую свободу. В сущности, он работал на периферии течения. Миро с интересом присматривается к новым явлениям в живописи и литературе. Его интересуют опыты Арпа с абстракцией и работы Кандинского, с которыми он знакомится в 1929 году. Миро всю жизнь будет искать новые пути и небанальные творческие ходы.
В 1930 году в Нью-Йорке проходит выставка Миро, с тех пор слава каталонского художника постоянно растёт. В 1941 году нью-йоркский Музей современных искусств проводит большую ретроспективную выставку произведений Миро. В 1932-1936 годах, Миро создает серию картин по своим эскизам-коллажам. В последующие годы Миро создает ряд монументальных керамических панно
В 1956 году поселяется в Пальма-де-Мальорка, где у художника великолепное ателье и огромная мастерская
Когда произведения Миро выставляются в Токио и Киото, мастер не упускает возможности посетить экзотическую страну и отправляется в Японию. Подтверждая славу каталонца, в 1970 году организационный комитет Мировой выставки в Осаке заказывает ему роспись "Павильона смеха". Неутомимый Миро, несмотря на огромную известность, не утратил бунтарского духа. В 1983 году художника не стало, ушел от в возрасте 90 лет.
Миро оставил по крайней мере 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ и 5000 рисунков и коллажей. Он оказал огромное влияние на послевоенное искусство в Соединенных Штатах.
Хочется добавить голос дилетанта. Глядя на картины Миро, желания их приобрести как-то не возникает, зато хочется попробовать изобразить нечто подобное, а если картины вызывают у человека хотя бы желание порисовать, это уже здорово, на мой взгляд.
Кстати, в Москве проходит выставка работ Хуана Миро, на которой будет представлено более чем 200 работ испанского мастера.
Выставка проводится в самом центре Москвы в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Гоголевском бульваре и продлится до 9 июня (2013). !