- Екатерина, расскажите о том, как вы стали художником.- Я рисовала всегда: дома, в изостудии, в художественной школе. Потом поступила в Абрамцевский колледж, где училась художественной керамике. А затем поступила в Российскую академию художеств имени Репина в Санкт-Петербурге на факультет живописи. Мечта учиться в академии была для меня самой заветной, осуществила я ее со второй попытки. Считаю, что мои два образования удачно дополняют друг друга. Благодаря им появилась моя манера писать.
- А как называется эта манера?
- Мне очень нравится, как ее называют искусствоведы, - позитивизм. Я всегда хотела писать сюжетные картины. Много копировала Роквелла Нормана, малых голландцев и других мастеров, прежде чем нашла свою манеру.
- Ваши родители имеют отношение к живописи?
- Нет, они у меня военные ученые. Правда, папа играет на многих музыкальных инструментах, да и мой талант разглядел именно он. Глядя на мое детское творчество, он всегда говорил маме: «Вот посмотри, у нее этот домик другой, не такой, как у всех». Папа всегда подталкивал меня в художники. Мои родители первыми оценивают мои картины. Они стараются меня не критиковать, но когда остаются наедине, то обсуждают, а потом выносят вердикт и знакомят меня с ним. Бывает, что мне что-то не нравится и хочется переписать, а родители не дают, убеждая меня ничего не трогать.
- Екатерина, расскажите о своих выставках.
- Долгое время в Москве я сотрудничала с галереей Лаврушина. Наша дружба сложилась совершенно случайно. Когда мне было 16 лет, я вместе с другом поехала в Москву продавать свои акварели на Крымском мосту. Приехали, развесили, ждем… и дождались: к нам подошел галерейщик и предложил работать вместе с ним. Сотрудничество наше продолжалось десять лет, а потом как-то распалось.После этого я стала работать с мюнхенской галереей, а затем с финской. Сейчас я - национальный финский художник (улыбается). Они постоянно организуют большие выставки - там, в Финляндии. Вот 16 февраля открывается очередная.Работая с иностранными галереями, мне все-таки хотелось выставляться и в Москве, чтобы мама, папа, друзья и знакомые могли посмотреть мои работы. Сейчас я только-только начинаю сотрудничать с галереей «Ведас». Также планирую в апреле выставляться в ЦДХ.
- А как рождаются сюжеты ваших картин?
- По-разному. Иногда сперва появляется сюжет, какая-нибудь история, а иногда мне в голову приходит одно название, а уже потом рождается картина. Бывает, что картины заказывают. Как-то я рисовала на заказ для гольф-клуба в Хельсинки четыре картины. Эти картины были вывешены в клубе, где их и увидел один молодой человек. По его мнению, на одной из картин я написала его девушку, и он заказал мне точно такую же работу. Но я не делаю точный повтор. Считаю, что картина должна быть в единственном экземпляре. Иногда сделать повтор очень сложно, ведь ту картину я писала тогда и с тем настроением. Особенно тяжело, когда летом заказывают зимнюю картину или наоборот.
- А самая любимая ваша картина продана, или вы ее храните для себя?
- Я не продаю картины, я отдаю их в хорошие руки за вознаграждение. Я люблю, конечно, работать с галереями, но гораздо больше мне нравится, когда картины покупают лично у меня. Я вижу человека, его глаза, понимаю, что картина будет приносить радость. Есть работы, которые остаются у родителей, они собирают мою личную коллекцию: мой первый натюрморт, первая акварель, первая работа маслом на холсте.Нельзя сказать, что у меня есть картины любимые и не очень. Стараюсь каждую работу довести до какого-то звучания. Если мне не нравится, то я лучше все запишу и начну заново, ведь картины – моя жизнь, мой придуманный мирок.
- Катерина, с вашей точки зрения, что такое дом художника?
- Если говорить о доме, а не о мастерской, то должно быть спокойствие и уют. Я не считаю, что художник должен страдать, чтобы писать. Например, я должна находиться в какой-то безмятежности, чтобы постоянно думать о картине. Мне мешают проблемы и суета. А в мастерской для меня главное, чтобы ничто не мешало. Идеально, когда стол, большие окна, чтобы было много света, мольберт, стульчик и картина.
- А что такое уютный дом?
- Это дом, где все мастерится и делается. Надо, чтобы дети играли, пианино звучало, пирожки пеклись. Дом не должен быть шумным, но и тихий дом скучен.
- Какое место в доме вы больше всего любите?
- Кухню. Я люблю готовить. В этом есть какое-то творчество. И за это творчество меня тоже хвалят. Конечно, люблю мастерскую. Я там и пишу, и читаю, и музыку слушаю.
- Есть такое понятие, как сердце дома. А в вашем доме где находится сердце?
- Сейчас сердце моего дома находится в детской, ведь я мама маленького сынишки.
- А какое у вас сохранилось воспоминание о доме детства?
- Я считаю, что моя семья идеальна. У нас всегда жила любовь, и это чувствовалось. Это и цветы, привезенные с дачи, и помидорчики, любовно выращенные нами из рассады. И, конечно, семейные праздники.
- Какой семейный праздник самый любимый?
- На самом деле Пасха. Это всегда волнение, ажиотаж: вся эта кухня с запахами, крашеными яичками и разложенными полотенчиками. К празднику целый день готовились, потом шли на службу в храм Черниговского скита, затем уже все собирались за столом. И все это делали вместе! До сих пор люблю этот праздник, он самый впечатляющий по эмоциям.
- А как сделать дом уютным? Дайте несколько советов нашим читателям.
- Мне кажется, что в доме должны быть вещи, любимые хозяином. Это не обязательно должны быть картины, может быть что угодно. Когда вещь любима, она наполняется положительной энергетикой, и все приходящие это чувствуют. К дому надо относиться как к драгоценности, его надо любить. Да и в самом доме должна быть любовь. Наверное, это самое главное.