Арт-SperoВоскресенье, 21.01.2018, 09:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Все интересное | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Астро [48]
Притчи [75]
О кошках [44]
О художниках [44]
Интересно [60]
Психология [87]
Весело и смешно [15]
Песни [11]
Слова и аккорды любимых песен
Анимашки, смайлики [12]
Красиво [30]
Часы [17]
Ссылки [6]

Поиск

Халява-плиз
Халява-плиз

Топ Новостей
Иранский художник MAHMOOD SABZI
Нидерландский художник Кес ван Донген
Художник Николай Пахомов
Художник Андрей Ремнёв
Художник Тарас Лобода
Художник Михаил Голубев
Иллюстратор Екатерина Бабок
Художница Shana Danilyants
Вьетнамский художник Нгуен Тхань Бинь (Nguyen Thanh Binh)
Карикатурист Андрей Попов

Гороскоп
гороскоп

Фразы
  • Как говорят в Одессе (21)
  • Поэзия (36)
  • Умение подмечать (6)
  • Вишневский (4)
  • Поговорки и пословицы (19)
  • Классики (90)
  • Анекдоты (17)
  • Афоризмы девочки-аутиста (2)
  • Мудрость востока (42)
  • Из той же оперы (0)

  • Приветствие

    Художники на сайте
    Художник Валентин Губарев. Это мы - смешные, нелепые и трогательные
    Милые совушки и другие. Иллюстратор Инга Пальцер
    Художник Александр Павленко
    Шёлковые картины художницы Марии Каминской
    Elena Ellis художник-иллюстратор
    Иллюстратор Екатерина Бабок
    Маркова Елена
    Сюрреалистические работы Christian Schlo
    Иллюстратор Рина З. (Минск)
    Оксана Покотий
    Казанская художница Олеся Сержантова
    Автор картины Владимир Песин
    Старушки-хохотушки. Живопись Инги Лооп
    Карикатурист Андрей Попов
    Художник Яцек Йерка - Jacek Yerka
    Современный американский художник MARK KELLER (Марк Келлер)
    Художник Павел Антипов
    Художник Bernard Louédin
    Донецкий художник и поэт Олег Токарев
    Украинский художник из Германии Лев Каплан

    Видео

    Алексей Адамов

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Norberto Proietti

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Странник мой

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Хомчик Анна

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 1
    • Рейтинг: 0.0

    Toshio Ebine

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Мини-чат

    Друзья сайта
  • Алекс
  • Официальный блог
  • Наследие Женя Лактионов
  • Клуб Восток
  • Планета Паши
  • Олдман
  • Tanynaka-ART
  • Tanynaka-BARD
  • Arridente
  • AvisAmigo
  • Koffewomen

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Всё интересное » 2017 » Декабрь » 28 » Мультфильмы с классической музыкой
    17:27
    Мультфильмы с классической музыкой

    Мультфильмы с классической музыкой

    Том и Джерри играют Листа, глупый мышонок не спит под Шостаковича, а обезьяна слушает Райха — Arzamas выбрал самые интересные мультфильмы, в которых музыка становится важным героем

    Подготовила Дина Годер

    Пожалуй, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Анима­торы используют классическую музыку для своих фильмов и приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для них. В этой подборке — множество вариантов того, как анимация работает с акаде­мической музыкой в экспериментальном и традиционном авторском кино, абстрактном и сюжетном, в масштабных международных коммерческих проек­тах и небольших этюдах, где музыка становится источником и главным двига­телем сюжета.

    «Ночь на Лысой горе» («Une nuit sur le mont chauve»)

    Режиссер Александр Алексеев. Франция, 1933 год

    МУЗЫКАМодест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе» (редакция Николая Римского-Корсакова)

    Александр Алексеев, художник и один из пионеров мировой анимации, родил­ся в России и эмигрировал во Францию уже после революции. Одно из главных его анимационных изобретений — игольчатый экран, выглядя­щий как план­шет, густо утыканный иголками, которые легко вдавливаются от нажатия. Созда­ние анимации с помощью игольчатого экрана — это работа с тенями: «сле­ды» от нажатия при движении источника света полностью меняют кар­тин­ку и дают необычное мягкое черно-белое изображение  . В фильме «Ночь на Лы­сой горе» (Алексеев снимал его вместе со своей женой и соавтором Клер Пар­кер) тоже используется игольчатый экран, благодаря которому вихрь теней кол­довской нечисти смотрится особенно выразительно. Кстати, это один из лю­бимых фильмов Юрия Норштейна.

    «Оптическая поэма» («An Optical Poem»)

    Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938 год

    МУЗЫКАФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2

    Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспе­ри­ментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютер­ной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на боль­шой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвя­щены множество искусствоведче­ских работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстракт­ные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.

    Надо сказать, что с развитием технологий появляется все больше возможнос­тей для того, чтобы «изобразить» музыку. В этом смысле показа­телен один из лучших абстрактных фильмов по­следнего времени, снятый в стереоформа­те, — «Виртуальный виртуоз» Томаса Штелльмаха и Майи Ошманн на музыку увертюры к опере «Алхимик» Луи Шпора. Путешествие капли туши тут идет не только в плоскости экрана, но и в глубину.

    «Фантазия» («Fantasia»)

    Режиссеры Сэмюэл Армстронг, Джеймс Элгар, Билл Робертс и др. США, 1940 год

    Фрагмент «Ученик чародея»

    МУЗЫКАПоль Дюка — «Ученик чародея», Петр Чайковский — сюита из балета «Щелкунчик», Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор (BWV 565), и др.

    «Фантазия» студии Disney — один из первых больших анимационных проектов по классической музыке, для своего времени экспериментальный (в частности, в том, что касается работы со стереозвуком) и до сих пор неве­роят­но важный. Фильм строится как соединение концерта Филадельфийского оркестра под уп­рав­лением Леопольда Стоковского и девяти анимационных эпизодов (у ка­ждого — свой режиссер) на музыку, которую исполняет оркестр. Переходы от оркестра к мультфильму сопровождаются рассказом о том, что зрителям предстоит увидеть. И Дисней с командой, и Стоковский полу­чили за эту работу по «Оскару». В «Фантазии» есть эпизод на музыку Баха — абстракт­ная анимация в духе Оскара Фишингера; «Пастораль» по Бетховену с картинками из жизни умилительных героев греко-римской мифологии; «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли — пародийный балет с участи­ем крокодилов, бегемотов и других животных, прообразами которых были известные танцоры; «Ave Maria» Шуберта — аллегория победы света и добра над тьмой… Один из самых знаменитых эпизодов — «Ученик чародея» Гете по симфонической поэме Поля Дюка, где незадачливым магом оказыва­ется сам Микки-Маус (считается, что вся «Фантазия» была задумана для того, чтобы вернуть популярность полузабытому Микки).

    «Сказка о глупом мышонке»

    Режиссер Михаил Цехановский. СССР, 1940 год

    МУЗЫКАДмитрий Шостакович

    Михаил Цехановский, один из первых советских экспериментаторов в области анимации, чья международная слава началась с авангардной «Почты» (которая считается первым отечественным звуковым мультфильмом), работал с Шоста­ко­вичем дважды. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о ра­бот­нике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в исто­рии от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введен­ского. Музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака была снята уже после прокатившейся в середине 1930-х кампании по борьбе с формализ­мом и выглядела менее революционно. И, как и более поздние мультфильмы по этому стихотворению Маршака, отказывалась от трагиче­ского финала, чтобы не пугать детей.

    Нужно понимать, что советская анимационная история — особенная: здесь из-за идеоло­гического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традиционно считались дет­скими, а анимация всегда проходила по детскому ведомству. Поэтому и су­ще­ст­вуют мультфильмы со специально для них сочиненной музыкой Шостако­вича, Шнитке, Губайдулиной и Мартынова.

    «Кошачий концерт» («The Cat Concerto») из сериала «Том и Джерри»

    Режиссеры Уильям Ханна, Джозеф Барбера. США, 1946 год

    МУЗЫКАФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2

    Фильм еще одного гиганта (студии Metro-Goldwyn-Mayer), получивший в 1947 году «Оскар» за лучшую короткометражку, — классический музыкаль­ный каскад гэгов вокруг концертирующего кота и мешающего ему мышонка. Забавно, что в том же году еще один мейджор, Warner Bros., выпустил эпизод «Кроличья рапсодия» («Rhapsody Rabbit») своего сериала «Веселые мелодии», где Багз Банни выступал с той же «Венгерской рапсодией» Листа (она вообще оказалась очень популярной в анимации) и похожими гэгами, что вызвало обвинения друг друга в плагиате и большой скандал (впрочем, ничем не закон­чившийся).

    «Снегурочка»

    Режиссер Иван Иванов-Вано. СССР, 1952 год

    МУЗЫКАНиколай Римский-Корсаков — опера «Снегурочка»

    Полнометражный мультфильм по опере Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца поставлен одним из патриархов отечественной анимации Ивановым-Вано, особенно прославившимся своими постановками сказок в русском стиле. Для мультверсии в опере прежде всего сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность. «Снегурочка» снята в очень распространенной в те годы технике «эклер» (или ротоскоп), которая подразумевает, что рисунок делается по съемке живых актеров. Рассказывают, что для этого специально снимали игру актеров Большого театра, певцы и хоры которого озвучивали мультфильм.

    «Мадемуазель и виолончелист» («La Demoiselle et le violoncelliste»)

    Режиссер Жан-Франсуа Лагиони. Франция, 1965 год

    МУЗЫКАЭдуард Лало — Концерт для виолончели с оркестром

    Жан-Франсуа Лагиони сегодня считается одним из мэтров и патриархов фран­цузской авторской анимации; в 2016 году по фестивалям мира прошел его прекрасный фильм «Луиза зимой» — печальная ода старости. А фильм «Маде­муазель и виолончелист» — из первых его работ, сразу очень успешная (Гран-при фестиваля в Анси), обнаруживающая и увлечение Лагиони театром (вся среда очень условна и выглядит как фанерные декорации), и ироничную пара­доксальность взгляда, соединенную с лиризмом. А вместе с тем музыкаль­ный драматизм действия — фантастическая история любви девушки и виолон­че­листа — развивается под напряженную музыку Концерта для виолончели с оркестром французского композитора XIX века Эдуарда Лало.

    «Балерина на корабле»

    Режиссер Лев Атаманов. СССР, 1969 год

    МУЗЫКААльфред Шнитке

    Лев Атаманов, один из основоположников советской анимации, снявший, в частности, «Золотую антилопу» и «Снежную королеву» (фильмы, входящие в золотую коллекцию русской анимации и получившие множество междуна­род­ных наград), особенно прославился своими работами 1950-х годов. Более поздняя «Балерина на корабле», в которой нет ни единого слова, а музыкаль­ные темы соответствуют пластике героев (квадратных косолапых матросов и тоненькой балерины с летящими движениями), — фильм для него осо­бен­ный. В сущности, здесь он не рассказывал историю, а скорее рисовал музыку — вернее, показывал музыку через очень условный сюжет.

    «Стеклянная гармоника»

    Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968 год

    МУЗЫКААльфред Шнитке

    «Стеклянная гармоника», на десятки лет запрещенная к показу, — уникальный случай для анимации. Фильм о «городе желтого дьявола», куда приходит музы­­­кант, чья музыка превращает монстров в прекрасных людей, строился на цитатах из мировой живописи, противопоставляя, к примеру, страшноватые образы Босха и Магритта героям Дюрера и Пинтуриккьо. То же самое стре­мил­ся сделать Шнитке и в музыке к фильму. По его собственному признанию, имен­но на «Стеклянной гармонике» он сформулировал для себя переход к по­ли­­стилистике, сопоставляющей разнородный музыкальный материал. Вспо­миная о фильмах Хржановского–Шнитке, нельзя забывать еще два важных: целиком построенную на музыке городскую фантазию «Бабочка» (1972) о маль­чике, которому приснилось, что его поймала сачком огромная бабочка, и «В ми­ре басен» (1973) по Ивану Крылову, где музыку Шнитке исполняет ансамбль «Мадригал».

    «Щелкунчик»

    Режиссер Борис Степанцев. СССР, 1973 год

    МУЗЫКАПетр Чайковский — музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро»

    Борис Степанцев, один из самых любимых зрителями режиссеров советской анимации (постановщик «Вовки в тридевятом царстве», фильмов про Карлсона и т. д.), соединил в своем «Щелкунчике» сюжет Гофмана с «Золушкой» и дета­лями других сказок, а музыку взял сразу из нескольких балетов Чайковского.

    «Сорока-воровка» («La gazza ladra»)

    Режиссеры Джулио Джанини и Эмануэле Луццати. Италия, 1964 год

    МУЗЫКАДжоаккино Россини — увертюра к опере «Сорока-воровка»

    Эмануэле Луццати, легендарный итальянский театральный художник, иллю­стратор и режиссер анимации, снял вместе с режиссером Джулио Джанини множество фильмов, и главными среди них были музыкальные, прежде всего на оперную музыку. Самые знаменитые сделаны по Россини: «Сорока-воровка» на музыку увертюры к одноименной опере и «Пульчинелла» на увертюру из опе­ры «Турок в Италии», у них множество международных наград и номи­на­ции на «Оскар». Это совершенно самостоятельные фильмы, не имеющие никакого отношения к сюжетам опер, а скорее обнаруживающие любовь к народ­ному театру — комедии дель арте и кукольному, — его юмору и ярким краскам. В сущности, сюжет там особого значения не имеет, хотя он есть — и развивается очень смешно. Сорока, например, проучила королей и их войска, прискакавшие пострелять птиц, а Пульчинелла драпал то от жены, то от стра­жи. Но на самом деле это прежде всего сама музыка, ожившая в красках и в грубоватом нарядном рисунке-аппликации.

    «Человек и его птица»

    Режиссер Анатолий Солин. СССР, 1975 год

    МУЗЫКАСофия Губайдулина

    Все знают, что София Губайдулина писала музыку ко всем сериям «Маугли» Романа Давыдова, остальное известно меньше. А между тем она была компо­зитором двух фильмов одного из самых интересных и необычных советских режиссеров — Идеи Гараниной: полнометражной «Кошки, которая гуляла сама по себе» (1988), в которой использованы чуть ли не все возмож­ные анимацион­ные техники, и одного из лучших фильмов Гараниной — кукольного «Бала­гана» (1981) по мотивам пьес Гарсиа Лорки «Любовь дона Перлимплина», «Чудесная башмачница» и «Балаганчик дона Кристобаля», который начинается как пло­щадной театр марионеток, а заканчивается высо­кой трагедией с преобразив­ши­мися утонченными куклами.

    «Человек и его птица» Анатолия Солина пол­ностью построен на музыке Губайдулиной, в нем нет диалогов. Перед началом фильма, как это требовалось (и как пришлось сделать и в «Стеклянной гармо­нике»), есть объяснение, что речь идет о капитали­стическом обществе — чтобы никто не подумал, что о советском. А потом это меланхолическое и полусюр­реа­листическое кино о том, как постепенно птица превращается в заурядного человека, а человек — в птицу, развивается (причем в большой степени через музыку) как тема страха перед городским обезличи­ванием — синхронным движением, однообразной работой, одинако­выми людьми и неотличимыми зданиями.

    «Шкатулка с секретом»

    Режиссер Валерий Угаров. СССР, 1976 год

    МУЗЫКАВладимир Мартынов

    Имя композитора Владимира Мартынова значится в титрах многих мульт­филь­мов 1970-х годов, но самым известным из них остается «Шкатулка с секретом» — маленькая современная опера по сказке Одоевского «Городок в табакерке». Музыка к этому фильму, исполненная на аналоговом синте­за­торе, относится к ранним электронным экспериментам Мартынова, а сюжет, разворачивающийся на экране, — это скорее хореография странных и эффект­ных персонажей из шкатулки, чем познавательная история о секрете ее устрой­ства: понять по этому балету, как действует механизм, невозможно, да и задачи такой нет. Дополнительную популярность фильму дало то, что дизайн «Шка­тулки с секретом» был сделан в духе снятого в 1968 году британского мульт­фильма Джорджа Даннинга «Желтая подводная лодка» на музыку The Beatles, в тех же ослепительно нарядных цветах, с жестким контуром. Кстати, за три года до «Шкатулки» Угаров уже снимал фильм в подобном дизайне — эпизод «Веселой карусели» «Не про тебя ли этот фильм?» (по стихотворению Михаила Романова). В нем Владимир Мартынов тоже экспериментирует с электроникой, и видно, что здесь опробованы какие-то визуальные и музыкальные решения, которые потом будут использованы в «Шкатулке».

    «Allegro non troppo»

    Режиссер Бруно Боццетто. Италия, 1976 год

    Фрагмент «Славянский танец»

    МУЗЫКААнтонин Дворжак — «Славянский танец», Морис Равель — «Болеро», Ян Сибелиус — «Грустный вальс», и др.

    «Allegro non troppo» (это музыкальный термин, означающий «не слишком весело») — итальянский полнометражный фильм, сделанный по принципу мультантологии с игровыми перебивками одновременно как приношение диснеевской «Фантазии» и спор с ней (в фильме много шуток на эту тему). Здесь есть попытка построить сквозной сатирический сюжет: вместо знамени­того оркестра — собранный для съемок фильма оркестр из бедных старушек, самодовольный и безграмотный комментатор, грубый бугай-дирижер, «сво­бод­ный художник», вынутый из тюрьмы. Все это, снятое в черно-белом нео­реалистическом и вместе с тем издевательском духе, перемежают цветные анимационные эпизоды на классическую музыку в несколько карикатурной графике, как всегда у Боццетто: «Грустный вальс» Сибелиуса — о печальном коте, который ходит по развалинам дома и вспоминает прошлую счастливую жизнь; «Болеро» Равеля — шествие странных существ, история эволюции, которая ни к чему хорошему не приводит (забавно видеть в этом фрагменте и будущие фильмы Ивана Максимова, и пародию на самый возвышенный финальный эпизод «Фантазии»); и «Славянский танец» Дворжака — о том, как мизантроп поплатился за свои козни.

    «Геометрия кругов» («Geometry of Circles»)

    Режиссер Кэтрин Эйсон. США, 1979 год

    МУЗЫКАФилип Гласс

    Этот маленький абстрактный фильм, изобретательно показывающий детям цвета и геометрические фигуры, был снят для телепередачи «Улица Сезам». Гласс, ставший знаменитым после оперы «Эйнштейн на пляже» 1975 года, написал музыку специально для мультфильма в духе своих композиций этого времени. Фильм показывали не только в анимационных программах, но и на вы­ставках.

    «Болеро»

    Режиссер Иван Максимов. Россия, 1992 год

    МУЗЫКАМорис Равель — «Болеро»

    Свою первую картину, которую Максимов снимал еще на Высших курсах сце­наристов и режиссеров, а в 1992 году заново выпустил в студийном варианте, режиссер в предуведомлении иронически назвал «фильмом повышенной духов­ности». «Болеро» быстро прославился (фильм получил «Золотого медве­дя» на Берлинале и «Нику») и обозначил многое из того, за что все до сих пор ценят работы Максимова: его смешную и сентимен­тальную графику с не впол­не антропоморфными, но очень изобретательно устроен­ными существами, любовь к необычным гэгам, которые тоже следуют из свойств этих существ, и безграничную музыкальность. Музыка и ритм в фильмах Максимова всегда важнее, чем сюжет.

    Ну и раз уж речь зашла о «Болеро», нельзя не вспомнить очень смешной эстонский студенческий фильм «Завтрак на траве» (2011), события которого тоже развиваются в ритме равелевского хита. Чтобы по до­стоинству оценить этот сюжет из жизни алкоголиков, надо знать, что фильм студентов — оммаж их профес­сору Прийту Пярну, снявшему перед развалом СССР один из самых сильных и горьких фильмов о судьбе людей искусства в искореженном советском обществе. Фильм тоже назывался «Завтрак на тра­ве» — и, конечно, подразу­мевал, в свою очередь, картину Клода Моне. Таким образом, через эти три картины мы видим постепенное падение уровня участников «завтрака».

    «Турецкий марш» («Rondo alla turca»)

    Режиссер Витольд Герш. Польша, 1993 год

    МУЗЫКАВольфганг Амадей Моцарт — Турецкий марш

    На рубеже 1980–90-х годов на познаньском телевидении сняли большой про­ект «Польская анимация классической музыки» — всего 24 трех-пяти­минут­ных мультфильма. Проект был явно малобюджетный, но для него коротенькие популярные пьесы снимали известные режиссеры. Один из самых симпатич­ных эпизодов — иллюстрация к бодрому Турецкому маршу, сделан­ная Витоль­дом Гершем яркой графикой на черном фоне. В проекте есть также несколько фильмов по «Кармен» (вернее, по «Кармен-сюите» Бизе–Щедри­на): насмешли­вый эпизод про дворовых мальчишек Яцека Адамчака по купле­там тореадора, ряд романтических «сыпучих» эпизодов Александры Корейво. А еще вальсы Шопена, «Времена года» Вивальди, «Картинки с выставки» Мусоргского — музыкальный выбор в этом цикле совсем школьный. А анима­ционную иллю­страцию к бетховенской «Элизе» Яцек Каспржицкий неожи­данно сделал на сю­жет стихотворения о голубом шарике Булата Окуджавы  .

    «Воображаемая опера» («Opéra imaginaire»)

    Режиссеры Паскаль Рулен, Гийонн Леруа, Джимми Т. Мураками и др., 1993 год

    Фрагмент на тему арии из «Травиаты»

    МУЗЫКАДжузеппе Верди — ария «Noi siamo zingarelle» из оперы «Травиата», Жорж Бизе — ария «Au fond du temple saint» из оперы «Искатели жемчуга», и др.

    Этот французский телевизионный проект делался явно с оглядкой на диснеев­скую «Фантазию» и итальянское «Allegro non troppo» как музыкальная анто­логия с комментариями-связками. Только на этот раз 12 анимационных фраг­ментов снимались по знаменитым ариям из опер — от «Кармен» Бизе до «Тоски» Пуччини. А комментатором был не живой актер, а нарисованный трехмерный компьютерный герой, напоминающий Паваротти. Для съемки пригласили режиссеров из разных стран, в том числе весьма знаменитых (например, Джимми Т. Мураками), все эпизоды были сделаны в разных мане­рах и разных техниках (компьютерные на сегодняшний взгляд уже не выдер­жи­вают критики). А самым популярным из них стал простодушный и смеш­ной пластилиновый эпизод Гийонн Леруа, никак не соотносящийся с темой арии из «Травиаты» Верди, на кото­рую он был сделан, — шествие кремовых человечков для украшения торта.

    «Монах и рыбка» («Le Moine et le Poisson»)

    Режиссер Михаэль Дюдок де Вит. Франция, 1994 год

    МУЗЫКАСерж Бассе — по мотивам «La Folia» Арканджело Корелли

    Слава пришла к голландцу Михаэлю Дюдок де Виту после того, как он снял в резиденции знаменитой французской студии «Фолимаж» фильм «Монах и рыбка», сразу получивший множество престижных призов, включая номи­нацию на «Оскар» (впрочем, следующий его фильм, «Отец и дочь», собравший урожай наград со всех мировых фестивалей, был еще успешнее). Фильм, нарисованный акварелью и тушью, полный воздуха, с дюдоков­ским ослепи­тель­ным солнцем, резкими тенями и удивительным прыгаю­щим движением героя, рассказывает историю о монахе, решившем поймать рыбку, с юмором и нежностью — как лирическое стихотворение о неуловимой мечте и духовном путешествии. Современная вариация композиции «La Folia» барочного автора Арканджело Корелли поддерживает это ощущение простоты и легкости, добавляя к нему флер старины.

    «Севильский цирюльник»

    Режиссер Наталья Дабижа. Россия, 1994 год

    МУЗЫКАДжоаккино Россини — опера «Севильский цирюльник»

    Анимационный телевизионный цикл «Operavox» был затеян на Би-би-си как международный образовательный проект. Он состоял из шести получасо­вых фильмов по классическим операм, все картины были сделаны разными режис­серами в разных техниках. Одной из самых популярных серий в цикле стал «Севильский цирюльник», снятый Натальей Дабижа на студии «Кристмас Филмз», которая в трудные 1990-е годы выжила главным образом благодаря участию в больших иностранных проектах. Дабижа остроумно использовала ход с театром, где закулисная машинерия разворачивается у нас на глазах и не очень понятно, какие события происходят в реальности, какие в театре, а какие нафантазированы. Все смешано и условно. А художница Нина Виногра­дова придумала чудесных кукол (причем обаятельный Фигаро был сделан явно похожим на Алексея Баталова).

    «Волшебная флейта»

    Режиссер Валерий Угаров. Россия, 1995 год

    МУЗЫКАВольфганг Амадей Моцарт — опера «Волшебная флейта»

    О «Волшебной флейте» Валерия Угарова из того же проекта «Operavox» стоит рассказать отдельно. Это прекрасное кино, полное невероятных фантазий, превращений и той чисто анимационной магии, которая так подходит опере Моцарта. Художником этого фильма, сумевшим соединить тут причудливое и страшное со смешным, был Игорь Олейников, сегодня — знаменитейший книжный иллюстратор. В фильме отдана дань многим искусствам, включая цирк (в персонажах), кино (круглый экран-луна на одеянии Царицы ночи), ну и, конечно, театр, на который нам намекают с первых кадров, а к финалу уже весь волшебный мир превращается в подмостки, соединяя в поклонах злодеев и героев. Опера «Волшебная флейта» — вероятно, из-за своей фантас­тичности — вообще оказалась очень любимой анимацией. Одна из арий была анимирована в проекте «Воображаемая опера», о котором уже шла речь выше; режиссеры Эмануэле Луццати с Джулио Джанини в 1978 году сняли по «Вол­шеб­ной флейте» часовой фильм в том же ярком примитивистском духе, что и их шедевры по Россини. А британская театральная компания «1927», удиви­тельным образом соединяющая анимацию со сценой, поставила несколько лет назад моцартовскую оперу в берлинской «Комише опер». На экране шла фантасмагорическая анимация, сочиненная режиссером Полом Бэрритом, а актеры с ней взаимодействовали.

    «Фантазия 2000» («Fantasia 2000»)

    Режиссеры Джеймс Элгар, Гаэтан Брицци, Пол Брицци и др. США, 1999 год

    Фрагмент «Карнавал животных»

    МУЗЫКАДжордж Гершвин — «Голубая рапсодия», Камиль Сен-Санс — «Карнавал животных», Поль Дюка — «Ученик чародея», и др.

    Через 60 лет после первой «Фантазии» студия Disney сняла сиквел фильма — новый полнометражный набор анимационных эпизодов на классическую му­зыку (на этот раз из семи частей), причем «Ученик чародея» с Микки-Маусом перекочевал в новый фильм из старого. Главной новацией было то, что мульт­фильм снят в формате IMAX (это первый анимационный полный метр, снятый для огромного экрана), а традиционная анимация тут соединялась с компью­тер­ной. Ведущие в этом проекте менялись перед каждым эпизодом, а боль­шую часть номеров сыграл Чикагский симфонический оркестр под управле­нием Джеймса Ливайна. «Фантазия 2000» получила много наград, включая неско­лько премий «Эмми», но оценена была далеко не так высоко, как пер­вая часть. Фильм снова начинается с абстракции — метафорического эпизода по Пятой симфонии Бетховена о победе света (черные и цветные треугольники здесь напоминают бабочек и черных птиц). Также есть эпизод по «Голубой рапсо­дии»Джорджа Гершвина о Нью-Йорке 1930-х годов в духе карикатуриста Эла Хиршфельда; «Торжественные и церемониальные марши» Эдуарда Элгара, где в историю о Ноевом ковчеге вплетается сюжет о Дональде Даке, который сна­чала потерял, а потом снова нашел свою жену. И смешной «Карнавал живот­­ных» Сен-Санса о стае фламинго, один из которых увлекся игрушкой йо-йо.

    «Адажио»

    Режиссер Гарри Бардин. Россия, 2000 год

    МУЗЫКАРемо Джадзотто — Адажио Альбинони

    В «Адажио» мэтр отечественной анимации, всегда в фильмах открывающий игровые возможности самых обычных предметов и материалов, работает в своем любимом жанре притчи с условными бумажными куклами, сделан­ными в духе оригами. Противопоставление белого благородного героя и чер­ной обывательской толпы, сначала мажущей и топчущей, а потом прослав­ляющей его, в первую очередь ассоциируется с рассказом о смерти и воскресе­нии Христа, что особенно поддержано возвышенной музыкой Джадзотто. Но определенно в неменьшей мере является гневным высказыва­нием режиссера о постсоветской реальности.

    «Петя и волк» («Peter & the Wolf»)

    Режиссер Сьюзи Темплтон. Польша, 2006 год

    МУЗЫКАСергей Прокофьев — «Петя и волк»

    Новейшая кукольная версия симфонической сказки Сергея Прокофьева 1936 го­­да, снятая британским режиссером Сьюзи Темплтон с польской коман­дой и получившая «Оскар», — пожалуй, самая знаменитая из всех, хотя поста­новок этого сюжета немало, включая две не слишком удачные отечест­венные, тоже кукольные: 1958 года и 1976-го режиссера Анатолия Карановича. И за­бавную рисованную американскую версию из еще одного сборного музы­каль­ного проекта студии Disney — «Make Mine Music» (1946) с собствен­ным комиче­ским комментарием, птичкой Сашей и уткой Соней. Жесткая, невероят­но реа­ли­стическая, со множеством бытовых подробностей, версия Темплтон о ни­щей постперестроечной провинциальной России с мрач­ным одиноким подро­стком Петей, которого бьют гопники, производила сильное впечатление. Судя по отзывам, отечественные зрители несколько обиделись за такой мало­прият­ный взгляд на Россию из-за границы, не думая о том, что у художников поль­ской студии Se-ma-for, на которой снимался фильм, на памяти и перед глазами была такая же советская бедная реальность в Польше.

    «Фантазия о мертвом человеке на музыку Бетховена»

    Режиссер Мария Литвинова. Россия, 2006 год

    МУЗЫКАЛюдвиг ван Бетховен — Симфония № 7 ля мажор (II часть — Allegretto)

    Юная Мария Литвинова, которая теперь стала известным театральным режис­сером и ставит вместе со своим мужем Вячеславом Игнатовым эффектные кукольные и детские спектакли по всей России и за рубежом, сняла этот очень простой мультфильм, еще когда училась во ВГИКе и до диплома было далеко.

    «Drux Flux»

    Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2008 год

    МУЗЫКААлександр Мосолов — «Завод. Музыка машин»

    Канадско-болгарский режиссер и интеллектуал Теодор Ушев снимал «Drux Flux» под впечатлением от книги Герберта Маркузе «Одномерный человек», где исследуется идеология индустриального общества, сделавшего человека одномерным. Ушев использует много архивного материала и современной съемки разрушающихся заводов по всему миру, постепенно превращая свой фильм-коллаж в стремительный поток полуабстрактных образов под мощную музыку 1920-х годов советского авангардного композитора Александра Мосо­лова «Завод. Музыка машин». В противовес идеям Маркузе, в музыке Мосолова есть восхищение урбанизмом и созидающей промышленной силой заводов. И Ушев, поклонник русского музыкального и изобразительного авангарда, используя в «Drux Flux» конструктивистскую пластику и архивные фабричные плакаты, сохраняет в своем фильме это восхищение наравне с критическим взглядом. Хоть и завершает фильм драматически цитатой из Вальтера Бенья­мина: «Только ради отчаявшихся нам дана надежда».

    «Роман» («Romance»)

    Режиссер Жорж Швицгебель. Канада, Швейцария, 2011 год

    МУЗЫКАСергей Рахманинов — Соната для виолончели и фортепиано

    Швейцарский режиссер Жорж Швицгебель всегда снимает фильмы, построен­ные на стремительном и кружащем движении, подчиненном музыке; даже названия его картин связаны с музыкой («Лесной царь» по Шу­берту, «Фуга», «78 оборотов»). «Роман» на музыку Рахманинова расска­зывает историю люб­ви — то ли случившейся, то ли приснившейся — как танец-бег с бесконечной сменой мест и ситуаций, построенный на отражениях и проек­циях. Жизнь героев превращается в картину в музее, в фильм на экране, отражение в зер­кале, вид в окне и так далее и так далее в изысканной и услов­ной хореографии красочных пятен.

    «Сергей Прокофьев. Четвертый апельсин»

    Режиссер Юлия Титова. Россия, 2011 год

    МУЗЫКАСергей Прокофьев — фрагменты оркестровых и камерных сочинений

    Фильм белорусского режиссера Юлии Титовой о Сергее Прокофьеве на его музыку снят в познавательном цикле о композиторах «Сказки старого пиа­ни­но» московской студии «М. И. Р.». В цикле уже снято 13 серий по 13 минут с красивой «сыпучей» заставкой для всех эпизодов. Участвовали в этом проекте режиссеры из разных стран (в частности, британская звезда кукольной анима­ции Барри Первз снял серию о Чайковском).

    Кстати, зрители очень любят музыкально-анимационные «сыпучие» шоу на больших экранах, хотя в полной мере их нельзя назвать анимацией, поскольку нет покадровой съемки. Но есть аниматоры, которые мастерски это делают, как, например венгерский режис­сер Ференц Цако в своих песочных картинах (например, по «Временам года» Вивальди).

    «Потаенная слеза» («Una furtiva lagrima»)

    Режиссер Карло Вогеле. США, 2011 год

    МУЗЫКАГаэтано Доницетти — ария «Una Furtiva Lagrima» из оперы «Любовный напиток»

    Карло Вогеле, режиссер, знаменитый своей остроумной предметной анима­цией с самыми разными героями: от носков до со­сисок, снял одну из самых знаменитых арий тенорового репертуара — романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» в исполнении великого Энрико Карузо — как скорбную предсмертную песнь рыбы на пути от рынка до сковородки. Фильм этот имел огромный фестивальный успех, а Карло рас­сказывал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, снимая картину за рекордные несколько недель: свежая рыба все время протухала и раз­валива­лась, а новую точно такую же найти было непросто.

    «Легкий мотив» («Light Motif»)

    Режиссер Фредерик Бонпапа. Франция, Великобритания, 2014 год

    МУЗЫКАСтив Райх — «Музыка для 18 музыкантов»

    Кажется, музыка Стива Райха своей математической рассчитанностью осо­бен­но провоцирует на анимационные эксперименты, пытающиеся повто­рить ее минималистическую структуру на своем языке. Режиссер Фредерик Бонпапа предлагает использовать опыт синестезии, то есть такого необычного восприя­тия, когда человек невольно дополняет одно качество другим. Напри­мер, звуки он видит цветными или как геометрические фигуры. Так, «Легкий мотив», несколько лет назад взявший много наград (прежде всего на фестива­лях циф­ро­вого искусства), предлагает визуализацию «Музыки для 18 музы­кантов» через цвет, движение предметов и даже архитектуру. И помещает посреди всех этих игр медитирующую обезьянку, отчего фильм перестает восприниматься как чисто абстрактный.

    Музыка Райха так и просится для ви­зуализации, и вот еще один пример, эффектно использующий компьютер­ные возможности обра­ботки хореографии, отчего мы видим как бы «эхо» движе­ний: «Choros» Майкла Лангана и Теры Маер. Это явный оммаж канад­скому анимационному револю­ционеру Норману Макларену — его фильму «Па-де-де» 1968 года, когда в кино еще не пользовались цифровыми технологиями.

    «Пиф-паф, ой-ой-ой!»

    Режиссеры Гарри Бардин, Виталий Песков. СССР, 1980 год

    МУЗЫКАМаксим Дунаевский

    После рассказа о стольких мультфильмах по операм нельзя не вспомнить эту пародийную картину о театре по рисункам знаменитого карикатуриста Вита­лия Пескова. Собственно классической музыки здесь нет (композитором фи­льма был Максим Дунаевский), но зато здесь в жанре анекдота (а вместе с тем «Театрального романа») рассказывается, как бы выглядел стишок про выбегаю­щего зайчика в драме, оперетте, на детском утреннике, в экспери­мента­ль­ной постановке и, конечно, в опере. Самое удивительное, что почти 40 лет прошло, а пародия остается такой же прозрачной, и объекты ее очевидны.

    Бонус для родителей

    «Ария» («Aria»)

    Режиссер Петр Сапегин. Норвегия, Канада, 2001 год

    МУЗЫКАДжакомо Пуччини — опера «Мадам Баттерфляй»

    Петр Сапегин (когда-то московский театральный художник, с 1990-х годов ставший одним из самых известных норвежских анимационных режиссеров) снял «Арию» на сюжет оперы «Мадам Баттерфляй». Это очень сильное куколь­ное кино, по заслугам получившее множество фестивальных наград. Лейтенант Пинкертон, не случайно похожий на пластикового Кена, дарит Чио-Чио-сан патефон с пластинкой, играющей самую знаменитую арию из оперы Пуччини. Тема кукольности — центр фильма, начиная с того, что это парадоксальная интерпретация сюжета «женщина-кукла», где куклой в большей мере оказыва­ется мужчина и все, что к нему относится. О том же и любовная сцена с пла­сти­ковыми, почти бесполыми телами, и американская жена-Барби лейте­нан­та — продукт масс-маркета с машиной, полной разноцветных пупсов-детей. И страш­ный финал, где не желающая быть куклой Чио-Чио-сан, лишившись всего, яростно уничтожает свою кукольную плоть и кости.

    Бонус для родителей

    «Сатимания» («Satiemania»)

    Режиссер Зденко Гаспарович. Югославия, 1978 год

    МУЗЫКАсочинения Эрика Сати

    Один из лучших музыкальных фильмов в истории анимации снял хорватский режиссер Зденко Гаспарович на музыку Эрика Сати. В 1978 году великая загреб­ская школа еще числилась значимой, хоть и двигалась к закату, и «Сати­­­ма­ния» стала одним из ее главных столпов и главным фильмом Гаспаровича, который свое авторское кино почти не снимал. Лента получила множество призов по всему миру, но главное, что по драматургии и способу рассказа она была новой, в то время так анимацию не снимали. Фильм «Сатимания», как му­зыка, — изменчивый, мгновенно меняющий тему, средства, играющий и с масс­культом, и с классическим искусством. Это свободный рассказ о городе с его фланерами, ресторанами, кино и бесконечно печальными мечтательными женщинами из борделя. Легендарное бурное начало с целой коллекцией похо­док, от которых не оторвешься (а для аниматоров походки — это просто фе­тиш), сменяется замершими зарисовками — как будто вообще без анимации. Гаспарович не сковывает себя не только сюжетом, но и вообще никакими правилами; его кино течет, как вода, куда ему хочется, мысль переска­кивает и возвращается — прихотливо, но осмысленно.

    К разговору об этой ленте нельзя не вспомнить недавний фильм самого знаменитого режиссера японской авторской анимации Кодзи Ямамуры «„Парад“ Сати». Он снят по балету «Парад» Эрика Сати и его запискам, а среди героев есть и сам смешной бородатый композитор.

    Бонус для родителей

    «Карнавал животных» («The Carnival of the Animals»)

    Режиссер Михаэла Павлатова. Чехия, 2006 год

    МУЗЫКАКамиль Сен-Санс — «Карнавал животных»

    Михаэла Павлатова, одна из самых знаменитых сегодня чешских режиссеров анимации, много снимающая на женские темы, сделала этот остроумный фильм на музыку Сен-Санса о сексуальности всего живого. Рассказ начинается с тревог о пубертатном изменении тела, обольщений, страхов, снов, одиночества и гиперчувственности юности и доходит до триумфа и оргаз­ма всей живой природы вплоть до улиток и пчел. 

    Источник

    Категория: Интересно | Просмотров: 40 | Добавил: vrublevska
    Время

    Форма входа

    Афоризм дня
    Не так уж чтобы очень - но безмерно!

    Скороговорка дня
    Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

    Погода

    ASTRO
    гороскоп

    Фотоальбом

    Люди и страны
    200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

    Афоризмы new
    [Да-да]
    Мурчание - золото

    [Да-да]
    Да простит нас Всевышний, когда мы недовольны тем, что имеем…

    [Да-да]
    Пировать приходят чужие, горевать — свои.

    [Неужели?]
    Лишняя вещь - лишняя забота.

    [Да-да]
    Где права сила, там бессильно право.

    [Да-да]
    Одна собака залает впустую - остальные подхватят всерьез.

    [Неужели?]
    Никто не спотыкается, лежа в постели.

    [Умники]
    Сон не спасет тебя, если у тебя устала душа. Арабская поговорка

    [Да-да]
    «Есть два способа облегчить тяготы жизни: музыка и кошки». -Альберт Швейцер.

    [Умники]
    Каждая кастрюля найдет свою крышку


    Я вас вижу

    Не проходим мимо
    Мультфильмы с классической музыкой
    Зодиак в поговорках
    Притчи о знаках Зодиака
    Москва-Сити.
    На каких животных похожи женщины разный знаков зодиака!
    Цветок твоего имени2
    Цветок твоего имени
    Кармический код жизни по году рождения
    Грехи знаков зодиака
    А вы знали?
    Астро-ха
    Выберите драгоценный камень и узнайте свою судьбу
    Кошка заходит в кафе...
    Знаки Высшего Зодиака
    Соотношение восточного гороскопа и зодиакального знака

    Smile
    Smile

    koffewomen
    koffewomen

    Барды
    Барды

    Море
    Море

    Avis
    Avis


    Copyright SperoMelius.ucoz.ru © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz