Арт-SperoПонедельник, 06.05.2024, 00:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Глас вопиющего [31]
Разное [11]
О художниках [1]
Интересные факты, интервью и т.д.
Учимся рисовать [9]
Рисуем вместе [9]

Халява-плиз
Халява-плиз

Топ Новостей
Художник-иллюстратор Рита Карделли (Rita Cardelli)
Художник-иллюстратор Дарья Краснова (Агафонова)
Дмитрий Егоровский
Пермский художник Дмитрий Козлов
Художник Анастасия Лобанова
Итальянский художник Никола Симбари
Художник Волокитина Анна
Аркадий Валерьевич Михайлов
Художник Юрий Николаев
Los Angeles: Выставка современной живописи 2023

Фразы
  • Бардовские (35)
  • Современные (34)
  • Любимые, советские (32)
  • Умение подмечать (7)
  • Современники (40)
  • танку и хокку, Хайку на русском языке (1)
  • Из Кастанеды (4)
  • Поговорки и пословицы (23)
  • Поэзия (58)
  • Владимир Поляков (24)

  • Приветствие

    Художники на сайте
    Художник Владимир Тарасенко
    Вьетнамский художник Dang Can
    Художник Rene Magritte (Рене Магритт)
    Художник Зураб Мартиашвили
    Дню Победы посвящается
    Свободный художник Александр Сулимов
    Современный американский художник MARK KELLER (Марк Келлер)
    Аркадий Валерьевич Михайлов
    Маркова Елена
    Наивная живопись художницы Adrie Martens
    Картины Jennifer Yoswa
    Художник из Австралии, Хелен Коттл (Helen Cottle)
    Клод Моне: Коллекция из 1540 картин
    Художник Елена Петрова
    Современный британский художник Alan Kingsbury
    Украинская художница Ольга Дарчук
    Московский художник Андрей Ковалев
    Итальянская художница Даниэла Теси
    Городские пейзажи Джона Салминена
    Уральская художница Наталья Бронникова

    ASTRO
    гороскоп

    Гороскоп
    гороскоп

    Видео
    00:02:51

    Какой большой ветер... Н.Матвеева

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0
    00:02:50

    Иваси - Мой Милый (1987)

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 1
    • Рейтинг: 0.0
    00:03:39

    Ни одного звука... Иллюстратор Софи Гритто (Sophie Griotto)

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Римашевский Игорь

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Annick Redor

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Мини-чат

    Друзья сайта
  • Алекс
  • Официальный блог
  • Наследие Женя Лактионов
  • Клуб Восток
  • Планета Паши
  • Олдман
  • Tanynaka-ART
  • Tanynaka-BARD
  • Arridente
  • AvisAmigo
  • Koffewomen

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Разное

    Музыка и цвет

    Музыка цвета

     

    Людмила Павловна Горбатенко,

    кандидат искусствоведения, доцент,

    Харьковская государственная академия дизайна и искусств

    Харьков, Украина

     

     

     

    Аннотация

     

    Статья посвящена извечной тайне искусства – встрече и пересечению двух миров: миру звука и миру цвета. Давно эта тайна волновала выдающихся деятелей науки и искусства. В данной статье рассматривается одна из попыток сочетания музыки и цвета – «музыка цвета». В отличие от большинства других попыток, где авторы пытались найти соответствие между нотами и цветами и развернуть цветовую музыку во времени как цветное сопровождение музыкальных произведений, разработчик «музыки цвета», доцент кафедры живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, Александр Безруков предложил создавать музыкальную гармонию с помощью созвучия цветов в пространстве.

    Ассоциативно-образные композиции «музыки цвета» строятся в соответствии с универсальными законами вселенной. Ассоциативный художественный образ создается благодаря закономерному взаимодействию двух энергетических потоков, символизирующих предмет и фон на уровне подсознания.

    В статье рассмотрена техника построения ассоциативно образных цветных композиций, история возникновения и развития этого направления в рамках лучших традиций харьковской художественной школы.

    Ассоциативно-образные цветовые композиции из учебных задач по цветоведению переросли в самостоятельные творческие работы «музыки цвета», которые впоследствии оформились в отдельное направление нефигуративного изобразительного искусства в работах учащихся и последователей Александра Безрукова. Ассоциативно-образные цветовые композиции могут успешно использоваться в различных сферах дизайна и существовать как самостоятельные художественные произведения.

    В результате исследования сделан обзор истории возникновения «музыки цвета» в украинской среде, где цветовая композиция разворачивается в пространстве. Рассмотрены особенности построения художественного образа в ассоциативно образных цветовых композициях «музыки цвета». Показано, что произведения «музыки цвета» строятся по универсальным принципам и законам гармонизации цвета, с учетом семантического значения цветов.

    Ключевые слова: «музыка цвета», ассоциативно образная композиция, гармонизация, звук, цвет, изобразительное искусство.

     

     

    Введение

     

    Вопрос взаимосвязи музыки и цвета интересует теоретиков искусства достаточно давно. Были разработаны разные системы соответствия цветовых тонов и музыкальных нот, и на этой основе созданы специальные технические средства для цветной интерпретации музыкальных произведений. Однако цветовая музыка рассматривалась как динамическая система, которая разворачивается во времени. Поэтому в исследовании сделана попытка определить новый подход в цветовой музыке - ассоциативно-образные цветовые композиции, в которых цветовая композиция разворачивается в пространстве, а не во времени.

    Основателем этого подхода был художник и теоретик, педагог, доцент кафедры живописи Александр Александрович Безруков, длительное время в 90-х гг. ХХ ст. преподавал учебную дисциплину «Цветоведение» в Харьковском художественно-промышленном институте, ныне – Харьковская государственная академия дизайна и искусств.

    На его наработки, формирующие колористическое и пространственное мышление студентов - будущих художников и дизайнеров, опираются сегодня его последователи, которые развивают эту методологическую систему в педагогике и собственном творчестве.

    Постановка проблемы. В исследовании рассмотрена попытка построения ассоциативно-образных цветовых композиций, аналогичных музыкальным произведениям, что позволяет приблизиться к пониманию цветовой гармонии при создании образной целостности любого произведения, ведь законы гармонизации укоренены в объективно существующих закономерностях цветовосприятия.

    Анализ последних исследований и публикаций. С древних времен лучшие умы человечества, такие как Аристотель [2], Леонардо да Винчи [5], И. Гете [3], М. Ломоносов [7], И. Ньютон [8], А. Римский-Корсаков [9] , О. Скрябин [1], М. Чюрленис и другие задавались вопросом взаимосвязи музыки и цвета.

    Гений Аристотеля исследовал многие аспекты человечества, самый загадочный из них – это душа. В своем трактате о душе ученый философ рассуждал о способности ощущений, прежде всего, восприятие зрением цвета или предмета, имеющего цвет. Аристотель был уверен, что каждый орган чувства воспринимает свой предмет без материи, потому что даже после удаления предметов в органах чувств остаются ощущения и представления об этих предметах.

    Великий Леонардо да Винчи был самым разным среди гениев Ренессанса, его области интересов, исследований, знаний, поисков и открытий достаточно масштабны, но в истории культуры он остался, в первую очередь, как гениальный художник. В своем «Трактате о живописи» мастер раскрывает важные сведения о цвете, имеющие большое практическое значение и для художников нашего времени. В частности,

    Леонардо да Винчи первым создал цветной ряд из шести цветов и привязал их к естественным стихиям.

    Гипотеза известного исследователя Михаила Ломоносова была первой, содержавшей все основные требования, предъявляемые к теории цветовосприятия. В частности, было зафиксировано количество основных цветов, сведенных к трем (красный, желтый, голубой), которые в разных комбинациях позволяют получить наибольшее количество цветовых тонов. Также, коловоротное движение эфира, оказывающее влияние на глаз по-разному по характеру, но объединенное по своей природе, необходимость и достаточность анализа трех зон спектра. Благодаря этим предположениям в теориях цветового зрения появилось число "три".

    Ученый и исследователь Исаак Ньютон также пришел к выводу об основных трех цветах и с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, содержащий все цвета, за исключением пурпурного.

    Иоганн Вольфганг фон Гете в своих исследованиях много времени посвятил изучению цвета, но его интерес скорее был направлен не на анализ явления цвета, а на особенности его восприятия. В результате философы пришли к пониманию различия между оптическим спектром, изучаемым Ньютоном, и феноменом человеческого восприятия цвета в изложении Гете.

    Искусствовед Владимир Михайлович Федотов в труде «Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса» [6] осветил основные тенденции в изучении творчества мастера, где была попытка увидеть синтез музыки и живописи, объяснить характер их взаимосвязей и взаимодействия. Авторская концепция базируется на конструктивных композиционных моментах творчества, которые рассмотрены в формотворческих функциях музыкальных категорий его пластического искусства, особенностях пространственно-временного мышления и живописного языка Микалоюса Константинаса Чюрлениса.

    Еще одним основателем теории синтеза искусств стал современник Чюрлениса, композитор и пианист, Александр Николаевич Скрябин, впервые в истории искусства использовавший светомузыку, введя в музыкальную партитуру цветовую строку. Интерес к скрябинскому цветному звучанию был мотивирован стремлением осознать генезис его идеи.

    Что касается музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова, то это было связано уже с объяснением чрезвычайного музыкального изобразительности, где наряду с привычной графической звукописью активно культивируется «цветопись» звуками.

    Были разработаны разные системы соответствия цветовых тонов и музыкальных нот, и на этой основе созданы специальные технические средства для цветной интерпретации музыкальных произведений.

    В этом направлении в 60-е гг. ХХ ст. многое сделал украинский архитектор, художник, искусствовед, музыкант, ученый Флориан Ильич Юрьев [9], считавший музыку цвета самостоятельным направлением искусства наряду с музыкой. Однако цветовая музыка рассматривалась как динамическая система, разворачивающаяся во времени. Чтобы создать понятное зрителю произведение музыки цвета, необходимо не только элементарное музыкальное образование, а также знание основ цветоведения.

    Именно эти проблемы решал в конце прошлого века А. А. Безруков, предложивший новый подход в «музыке цвета» – ассоциативно-образные цветовые композиции, в которых цветовая композиция разворачивается в пространстве, а не во времени [10]. В этом случае каждая отдельная цветовая композиция представляет собой законченное цветомузыкальное произведение, которое ассоциируется с определенным художественным образом.

    Целью данного исследования является рассмотрение ассоциативно образных цветовых композиций как пространственных произведений музыки цвета.

    В ходе исследования была поставлена задача сделать обзор истории возникновения в украинской среде «музыки цвета», где цветовая композиция разворачивается в пространстве, рассмотреть особенности построения художественного образа в ассоциативно образных цветовых композициях, разработанных А. А. Безруковым.

     

     

    Изложение основного материала

     

    Ассоциативно-образные цветовые композиции были разработаны в конце 90-х гг. прошлого столетия как творческая задача по дисциплине «Цветоведение» для студентов ХХПИ. Автор этих разработок, Александр Безруков, сам учился в этом высшем художественном заведении, а затем начал преподавать, имея углубленные теоретические знания, понимание предметной отрасли и сферы профессиональной деятельности, что позволило применять приобретенные знания в практической и педагогической деятельности. Он привлек междисциплинарный подход к решению теоретических и практических задач, что способствовало сохранению традиций харьковской художественной школы академической живописи, которая и сейчас обращает внимание соискателей на дальнейшие теоретические и практические достижения в области изобразительного искусства на основе традиций и инноваций.

    Создание студенческих авторских произведений в целях практической реализации законов взаимодействия цвета в художественной композиции способствует поиску современных методов формообразования при решении станковых композиций, овладении методологическим инструментарием в области изобразительного искусства.

    Поэтому ассоциативно образные цветовые композиции из учебных задач переросли в самостоятельные творческие работы «музыки цвета», о чем свидетельствует первая студенческая выставка, которая состоялась в 1998 г. под руководством А.А. Безрукова в здании Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко. Выставки под названием Музыка цвета неоднократно с успехом проходили в помещении Харьковской специализированной музыкально-театральной библиотеки им. К.С. Станиславского.

    Александр Безруков был мастером акварели, умел играть на нескольких музыкальных инструментах, глубоко интересовался эзотерикой, поэтому не удивительно, что умел так музыкально ощущать цвета. Талантливый художник, замечательный преподаватель, его лекции полностью увлекали студентов и многих вдохновляли на творческие цветомузыкальные работы. Дело учителя продолжили учащиеся и последователи. В 2011 г. состоялась выставка студенческих творческих работ «Музыка цвета» в выставочном зале ХГАДМ, а в 2012 г. – выставка, посвященная памяти А. А. Безрукова, с участием студентов и последователей мастера. С 2014 г. был начат проект «Метаморфозы цвета», в котором ежегодно проводятся выставки творческих студенческих работ по цветоведению. В 2017 г. при поддержке немецко-украинской ассоциации культурно-просветительского центра «Дом Нюрнберга» состоялась первая выставка ассоциативно образной живописи члена Национального Союза художников Украины Людмилы Горбатенко «Метаморфозы цвета», где были экспонированы и две работы А.А. Безрукова. Выставка имела громкий успех, после чего в 2018-2019 гг. прошла серия выставок ученицы и последовательницы мастера Л. Горбатенко в «Доме художника» ХОНСХУ, Харьковском художественном музее, Пархомовском художественном музее им. П.Ф. Лунева, в художественной галерее «Искусство Слобожанщины», во дворце досуга «Скифия» Полтавской области, а также выставка ассоциативно-образных цветовых композиций Александра Иванова в Художественной галерее Им. Генриха Семирадского. В 2019 г. цветомузыкальные произведения Л. Горбатенко вышли за пределы страны и демонстрировались на международной художественной выставке «Пинакотека» в выставочном зале Союза архитекторов Армении. Музыка цвета в картинах всегда вызывала заинтересованность, эмоциональный отклик и восхищение зрителя, а также интерес искусствоведов.

    Создание цветомузыкального произведения подразумевает наличие основ изобразительной грамоты, ибо цветовая композиция строится не случайно, а строго закономерно, именно так, как в музыке. Работа начинается с формирования художественного образа и подбора соответствующего «цветного ключа». Цветовой ключ подбирается в соответствии с законами гармонизации цвета. Согласно «законам Миллера» [11], количество красок в «цветном ключе» не должно превышать 7±2, с учетом граничных ахроматических величин (белая и черная краски). Все краски «ключа» соподчинены доминантному цвету в соответствии с типом цветовой организации композиции. В разработке художественного образа можно использовать прием «монотипии», позволяющий произвести неповторимое и непредсказуемое сочетание красок цветового ключа в отпечатке. Посредством «зрительного окна» в полученных отпечатках отыскивается ассоциативный образ и определяется формат будущей композиции. Далее закладывается модульная сетка, определяющая направление и ритм цветодвижения. В качестве модуля можно использовать любую форму, которая ассоциируется с художественным образом. Модульная сетка символизирует отношения предмета с фоном, соответственно определяются цвета предметных и фоновых модулей. Закладываются центры соотношения компонентов «цветового ключа» по трем параметрам: светлости, насыщенности и цветовому тону. Центры могут совпадать, образуя один общий центр, или быть разнесенными в соответствии с планом работы. Оптимальное расположение центров в композиции соответствует «золотому сечению». Работа с цветом в композиции ведется в две прописки (предмет-фон), начиная с доминантного цвета. Обязательным условием является непрерывное перетекание цвета из модуля в модуль по заданной траектории движения, проходящей через композиционные центры. Затем доминантный цвет ритмично развивается в периферии модульной сетки, сочетаясь с другими компонентами цветового ключа. В ходе второй прописки организуется встречное цветовое движение, позволяющее создать объемно-пространственную иллюзию, проявляющую ассоциативный художественный образ. Если построение композиции выполнено в соответствии с законами гармонии, то внутреннее цветодвижение ассоциативно вызывает музыкальное звучание в душе зрителя.

     

    Выводы

     

    В результате исследования сделан обзор истории возникновения в украинской среде «музыки цвета», где цветовая композиция разворачивается в пространстве. Рассмотрены особенности построения художественного образа в ассоциативно образных цветовых композициях «музыки цвета», разработанных доцентом кафедры живописи ХГАДМ А.А. Безруковым и продленным его учениками, Л. Горбатенко и А. Ивановым. Показано, что произведения «музыки цвета» строятся по универсальным принципам и законам гармонизации цвета, с учетом семантического значения цветов.

     

    Список використаної літератури

     

    1. А. М. Скрябин и современность: жизнь после жизни. Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 426 с.
    2. Аристотель. Трактат о душе. Серия «Философское наследие». Т.1. Москва: Мысль, 1975. 550 с.
    3. Безруков О. Особливості використання ахроматичних кольорів в базовому курсі «Кольорознавства». Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. 2007. № 9. Сс. 3-9.
    4. Гете И.-В. К учению о цвете. Хроматика. Москва: АСТ, 2021.
    5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. Санкт-Петербург: Азбука, 2015. 224 с.
    6. Миллер Д. Магическое число семь, плюс или минус два:инженерная психология. Москва: Прогресс, 1964.238 с.
    7. Михаил Васильевич Ломоносов. Из наследия Ломоносова. Слово современников о Ломоносове. Ред. В.Е. Волков. Москва: Русский мир, 2004. 816 с.
    8. Ньютон И. Лекции по оптике. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1946. 298 с.
    9. Римский-Корсаков Н. Практический учебник гармонии. Серия «Музыка: искусство, наука, мастерство». Москва: Либроком, 2016. 176 с.
    10. Федотов В. Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1989. 131 с.
    11. Флоріан Юр’єв: «Наша країна у царині кольоромузики -в авангарді».URL: https://chytomo.com/florian-iur-iev-nasha-kraina-v-tsaryni-koloromuzyky-v-avanhardi/

     

    Категория: Разное | Добавил: speromelius (09.08.2023)
    Просмотров: 42 | Теги: звук, музыка, цвет
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Время

    Форма входа

    Погода
    НУ И ПОГОДА

    Сегодня
    Луна в сей День, Луна в сей Час

    Афоризм дня
    Не так уж чтобы очень - но безмерно!

    Скороговорка дня
    Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

    Фотоальбом

    Люди и страны
    200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

    Афоризмы new
    [Да-да]
    Есть два убежища от жизненных невзгод: это музыка и кошки. Альберт Швейцер

    [Да-да]
    Помните, что осенью должны падать листья, а не ваше настроение.

    [Да-да]
    У каждого народа есть свои уроды

    [Умники]
    Вы думаете, все так просто? Да, все просто. Но совсем не так.

    [Неужели?]
    Как сказал один проповедник: у меня для вас неприятная новость - вы все бессмертны.

    [Умники]
    Не знаешь - молчи. Знаешь - помалкивай.

    [Да-да]
    Слепому не покажешь, глухому не расскажешь...

    [Неужели?]
    Время прошло так быстро, а шло так медленно.

    [Да-да]
    Счастье есть, оно не можен не есть

    [Умники]
    Бац! – будущее стало настоящим.


    Я вас вижу

    Не проходим мимо
    Винисиуш де Мораиш
    Типы людей
    «Океаническое» новолуние 2 марта 2022
    Не для меня придет весна
    САРА ТИСДЭЙЛ - БУДЕТ ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ
    Пластилиновое искусство
    Арттерапия
    Скороговорки
    Метод узнать художника
    Дует ветер, О. Митяев
    Донские казачки: чем они отличались от русских женщин
    Как празднуют День кошек в разных странах
    Пробы
    Лошадь сдохла
    БЕЛАЯ ПТИЦА
    []

    koffe-e-e
    koffe-e-e

    Smile
    Smile

    Барды
    Барды

    Avis
    Avis

    Оксюморон

    Оксюморон


    Copyright SperoMelius.ucoz.ru © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz