Творческий процесс требует постоянной генерации новых интересных идей, но где их взять, если в голове пусто? В чём же кроится секрет рождения гениальных мыслей?Выявление идеи - это не только удел избранных. Есть множествоспособов заставить своймозг работать на себя.1. Ловушка для идей –один из самых простых способов придумать что-то интересное. В этом методе необходимо фиксировать совершенно все идеи, которые крутятся в данный момент в голове на листок бумаги или диктофон. А потом при необходимости возвращаться к ним и анализировать
2. «Автобус, диван,ванна» - метод, основанный на убеждении, что новые идеи тучами таятся в глубине нашего подсознания и постоянно рвутся наружу, стоит только не мешать их появлению. Свежая идея может прийти в голову в самый неожиданный момент и в самом необычном месте. Необходимо просто дать волю мыслительному потоку и со стороны наблюдать за ассоциативными цепочками.
3. Расшифровка – очень простой и действенный способ генерирования новых ассоциаций. Для этого берем непонятную надпись на иностранном языке, к примеру иероглифы или вязь и просто разглядываем ее. В этот момент в голове могут рождаться самые разнообразные ассоциации и идеи.
4. «Ментальные карты» -это метод был разработан Тони Бьюзеном. Согласно этой теории процесск реативного мышления человека напрямую связан с его памятью, и именно развитие памяти позволяет генерировать новые идеи. Суть метода заключается в визуализации задачи: берем чистый листбумаги, в центре которого фиксируем ключевое понятие , авокруг записываем или зарисовываем все возникшие в голове ассоциации. Создание подобных карт помогает вытаскивать из памяти множество идей и генерировать свежие.
5.«Мозговой штурм»Алекса Осборна. Суть этого метода заключается в групповой работе над идеями. Участники активно предлагают различные идеи, всесторонне их развивают, анализируют,выявляя недостатки и преимущества. Метод позволяет многогранно посмотреть на поставленную задачу, заставляя мозг быстро выдавать различные идеи и не зацикливаться на чем-то одном.
6. Синектика —известная методика Уильяма Гордона. Автор разработал теорию, согласно которой основным источником новых идей является поиск аналогий. Выбираем для начала необходимый объект и рисуем таблицу для его аналогий. Делим ее на два столбца: в первом фиксируем прямые аналогии, во втором – косвенные. Затем сопоставляем нашу цель с объектом и его аналогиями.
Простой пример: объект — карандаш, цель — расширение ассортимента. Прямая аналогия — карандаш объемный, ее отрицание— карандаш плоский. Вывод - карандаш-закладка.
7. Метод «фокальных объектов» Чарльза Вайтинга. Суть методики заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на необходимый объект, в результате чего достигаются необычные сочетания. Благодаря таким сочетаниям мозгу легче преодолеть психологическую инерцию и выдать новую нестандартную идею. Пример:необходимо придумать интересный дизайн стула. Выбираем наугад три слова, выписываем перечень их свойств и определяем те из них, которые могут быть сопоставимы с фокальным объектом. Объект – стул. Слова и их свойства – стол (металлический, складной, письменный); автомобиль (имеет колеса, имеет кузов, самодвижущийся); кошка (пушистая, мяукает, ловит мышей). Варианты решения - складной стул; стул с колесиками; стул,обитый мягким мехом.
8. Морфологический анализ – метод,предложенный Фрицем Цвики. Суть теории довольно проста: берем исследуемый объект и раскидываем его на компоненты. Анализируем и выбираем самые существенные характеристики, затем их изменяем и опять пытаемся собрать вместе. В результате получаем совершенно новый объект.
9. Непрямые стратегии -методика Брайан Эно и Питер Шмидт. Берем колоду карт, на которых записаны разнообразные команды (к примеру «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время творческого процесса над новой идеи вытаскиваем карту и пытаемся следовать ее указаниям. Результаты получаются довольно неожиданными.
10. «Шесть шляп» -интересный и неординарный метод, разработанный Эдвардом де Боно. Для его проверки понадобится шесть шляп различных цветов, которые будут надеваться по очереди в ходе творческого процесса. Начинается экспериментс белой шляпы: в ней беспристрастно проверяем только цифры и факты. Далее идет черная – тут ищем отрицательные моменты. В желтой – анализируем все положительные стороны, в зеленой –смотрим на задачу по-новому, прислушиваемся к новым идеям, в красной– можем позволить себе активную эмоциональную реакцию. В завершение эксперимента надеваем синюю шляпу и подводим итоги.