Бытие казачек в приграничных степях Дона и Приуралья, Терека и Кубани было наполнено тревогой. На протяжении веков это выковало свой неординарный характер, отличающий их от русских женщин средней полосы и представительниц других этносов России. Гармонично соединив в себе женственность и отвагу, кроткость и свободолюбие, беззаветную любовь к семье и преданность отчизне, они наравне с мужчинами причастны к становлению яркого образа казачества.
Особенная стать
Каждый путешественник или исследователь, встречая “казацкую жинку”, непременно отмечал в своих записях её особенную стать и красоту. Вобрав в себя черты, некогда пленённых персиянок, черкешенок и турчанок, они ласкали взор миловидностью лица, соединённой, по мнению Льва Толстого, с крепким телосложением северянки.
Совершавший в конце 60-х годов XIX века вояж по Кавказу драматург Александр Дюма-старший увидел в смелых казачках «русский овал лица, но стан стройный – стан женщины гористых стран».
В свою очередь изучавший казачество Александр Ригельман воспевал их «румяно-круглые лица», темные густые волосы и большие чёрные очи, которые наряду с «полными жизни щеками» отмечал в своих работах и Василий Сухоруков.
Место в обществе
По версии публициста Валерия Шамбарова, казачки в отличие от русской женщины, обладали куда большей личной свободой и уважением в обществе.
Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Кроме того казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино и даже невинного целоваться со станичниками мужского пола. В некоторых местечках, например, в станице Новомлинской, вести себя подобным образом могли даже замужние казачки, но как первые, так и вторые, никогда не выходили за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.
Хотя официально казачки были лишены права голоса на станичном сходе, поскольку это считалось мужским занятием, её интересы мог представлять отец, супруг или брат. Женщина без семьи и отца могла попросить любого станичника стать её представителем, а сиротинушки или вдовы автоматически попадали под особое покровительство атамана, и более того имели возможность лично присутствовать на казачьем круге.
Роль в семье
Алексей Озеров, анализируя роль казачки в семье, отмечает джентльменское отношение к ней мужа, который выступал в качестве её защитника, а не повелителя и поработителя.
Этнограф Валентин Шумов, заявляя об особом положении казачки, ссылается на слова немецкого натуралиста Ивана Георги, отмечавшего в XVIII веке, что «у казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».
Каждый уважающий себя казак руководствовался в семейном житье-бытье заветом атамана Платова, который советовал следующее: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
Задорные казачки, в большинстве своём, отплачивали супругам верностью, растили ребятишек в духе истинного казачества и всячески оберегали родовые обычаи.
В отсутствии мужа
Значительную часть жизни казачки проводили в отсутствии мужей, которые либо находились на кордонах, либо участвовали в военных операциях. В эти стадии номинальным главой фамилии был не участвовавший в походах ввиду возраста дед, но в кланах, где он либо погиб, либо был недееспособным, бразды правления в свои руки брали женщины.
Так на их плечи помимо хозяйственно-воспитательных обязанностей ложились организаторские мужские заботы: казачки самостоятельно нанимали работников, сажали поля, собирали урожай, и лично занимались торговлей излишками продукции. Они, как заверяет В.Шамбаров, справлялись не только с шитьем и стряпаньем, но с поправкой хаты и с оказанием добровольной помощи друг другу, поскольку «каждая знала, если я не приду, то и ко мне не придут».
По заверениям историка Елены Годововой, такая инициативность и автономность в принятии решения разительным образом отличала русскую крестьянку от эмансипированной, но покорной мужу казачки.
Об этой же черте казачек свидетельствует заметка в опубликованном в конце XIX веке «Статистическом описании Области Войска Донского» Семёна Номикосова, где зафиксировано: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины — неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей».
Отважный характер
Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности.
Рачительная мать, честная жена и чистоплотная хозяйка в моменты опасности забывала про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага.
Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка, по данным этнографа Г. Губарева, проявляла «бесстрашную решительность. На реке... управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень...».
История казачества России XVI–XVIII веков пестрит упоминаниями о героической самообороне сибирских и волжских, терских и кубанских, донских и уральских станиц силами не только казаков, но и казачек, которые позорному плену предпочитали смерть.
Коты и кошки превратились в самый настоящий культ нашего времени, и вот тому доказательство: в разных странах празднуют День кошки, причём дважды. Один раз местный и один раз международный. И с этим днём начинают складываться свои традиции.
Россия: походы в котокафе
Россияне решили, что самый главный месяц для кошек — это март (в русском языке и идиома есть соответствующая: орать, как мартовский кот), а значит, лучшим днём для кошек станет 1 марта. Хотя день кошек придумали Московский музей кошек и журнал «Кот и пёс» ещё в 2004 году, более-менее традиция празднования сложилась только в десятых годах двадцать первого века.
Теперь каждое первое марта котокафе напоминают о празднике и приглашают в этот день заглянуть к ним, погладить кошек или просто насладиться их компанией. Ну и, конечно, русскоязычный интернет переполнен в этот день открытками и забавными видео с пушистыми котиками. Празднуют за компанию день кошек многие жители и в некоторых соседних с Россией странах. Котокафе — это место, где платишь за то, чтобы посидеть в приятной обстановке среди котов и кошек и, если повезёт кому-то из них понравиться, погладить по спинке и послушать в ответ нежное мурчание. Постоянные посетители котокафе уверяют, что атмосфера в заведениях такого рода невероятно успокаивает и помогает справиться со стрессом. Конечно, туда обычно ходят те, кто не могут завести животное дома (например, из-за того, что квартира съёмная). А вот какой российский праздничный обычай стоит на этот день забыть, так это запуск петард и салютов. Котики их очень не любят.
США: возьми котика из приюта
В США праздник приходится на 29 октября и учреждён на год позже, чем в России. Празднование его всегда проводится при участии Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными. В эти дни людям не только напоминают, как много кошки сделали для человечества на протяжении истории — например, хранили запасы зерна от грызунов, предотвращая голод, и не раз спасали своих хозяев в опасных ситуациях — но и напоминают, что ещё у большого количества котиков всё ещё нет хозяев, так что им приходится жить в приютах. И очень часто их усыпляют, чтобы освободить место следующему животному... Если же взять кошку нельзя, но как-то помочь животным в приюте хочется, можно в этот день подарить котикам немного корма, игрушку или одеяльце. Или даже один день провести в приюте волонтёром! Некоторые владельцы кошек (и их немало!) устраивают в этот день дома большие вечеринки, куда можно зайти только с собственной кошкой — животных комфортно устраивают, и они проводят время спокойно и рассматривая других котов, что кошачьему любопытству очень потакает. Ну и, конечно, инстаграм в этот день переполнен совместными селфи котов и их владельцев.
Япония: мяукающий день
Японцы верят, что кошки мяукают так: «ня-ня-ня» или «нян-нян-нян». Второй звук похож на число «два» по-японски, так что и праздновать в Японии решили двадцать второго числа второго месяца — то есть в феврале. Решение это принято было ещё в 1987 году. Культ котов в стране очень давний: можно найти множество старинных картинок, посвящённых кошкам; их упоминают с уважением и нежностью в стихах и повестях. В наше время котам посвящают даже мультсериалы и дорамы (обычные телесериалы), а ещё они могут служить при храмах (и получать за это особое уважение), и один из множества японских островов зовут «кошачьим», потому что котов на нём живут настоящие полчища. Это Тасиро. Котов на острове кормят как местные, так и толпы туристов, которые обожают посещать Тасиро. Всё дело в том, что на острове расположено святилище бога кошек — поэтому им такой почёт. Дело в том, что Тасиро, как и многие другие японские острова, издавна живёт рыбной ловлей, а коты считаются замечательными ловцами чего и кого угодно — вот тасирцы и стали поклоняться богу кошек. Правда, на острове есть проблемы: здесь совсем нет молодых жителей, все они когда-то уехали в более перспективные районы. Остались только пенсионеры. Кстати, на Тасиро запрещено завозить собак, даже на время.
1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда.
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее.
3. Мы говорим: «мы всегда так скакали».
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле.
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой.
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях.
8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.
9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.
10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.
Но суть проста: ЛОШАДЬ СДОХЛА — СЛЕЗЬ!
В жизни каждого из нас есть по несколько «дохлых лошадей». Но вместо того, чтобы признать свои небольшие неудачи и провалы, мы создаем целую очередь мероприятий по исправлению ситуации, которые тоже ничем не помогают. В народе такой комплекс действий называется «выкрасить и выбросить». Настоящая жизненная мудрость состоит в том, чтобы как можно быстрее определить слабое звено и не тратить на него лишние время, деньги, усилия, внимание и нервы.